На чем будем летать в 21 веке? Экономичные лайнеры, сверхзвук и воздушное такси

На чем будем летать в 21 веке? Экономичные лайнеры, сверхзвук и воздушное такси

Современная жизнь немыслима без быстрых и относительно недорогих перелетов между городами и странами. С развитием технологий появляются новые решения и разработки, в том числе в области авиалайнеров, а также для перевозки пассажиров в городах на воздушных такси.

Российский лайнер МС-21

Основная и перспективная российская разработка МС-21 (магистральный самолет XXI века), самолет совершил свой первый полет в 2017 году, а начало серийного производства запланировано на 2021 год. Лайнер относится к классу среднемагистральных, имеет заявленную дальность полета 6400 км и вместимость от 130 до 211 пассажиров в зависимости от конфигурации салона.

Ёмкость данного рынка в мировых масштабах в ближайшие 20 лет оценивается в 30000 лайнеров, и в настоящее время его прочно контролируют Boeing-737 и Airbus A320. Привлекательным выглядит и внутренний рынок России, потребность в современных самолетах на этот же период составляет от 800 до 1000 единиц, при должном уровне государственной поддержки МС-21 имеет все шансы стать основным лайнером на отечественных маршрутах.

К достоинствам российского самолета относится значительная доля композитных материалов – до 35%, что позволило снизить вес конструкции. Также разработчикам удалось создать самый широкий фюзеляж в своем классе, это увеличивает комфорт пассажиров за счет свободного пространства в салоне и использования более широких кресел. В целом эксплуатационные расходы самолета будут меньше на 7%, чем у конкурентов из Boeing и Airbus.

В первое время на МС-21 планируют устанавливать американские двигатели Pratt & Whitney PW-1400G, а с 2022 года российский ПД-14. Общий процент отечественных комплектующих достигнет таким образом 75%, что обеспечит защиту от внешних санкций, направленных на ограничение доступа к современным технологиям.

Несмотря на успешные испытания, остается еще множество вопросов. Самый основной – послепродажное обслуживание самолетов. Сервисные службы Boeing и Airbus работают многие годы и за это время все процессы отлажены до мелочей, в то время как отечественной Объединенной авиастроительной корпорации только предстоит её создать.

Конкурент из Китая

Динамично развивающаяся экономика Китая рано или поздно должна была включиться в авиационную гонку. Разработка среднемагистрального самолета C919 началась по заданию китайского правительства в 2010 году. В 2017 году лайнер совершил первый полет, его серийное производство запланировано на 2021 год.

С точки зрения технического оснащения и использования новых технологий C919 не особо выделяется на фоне других конкурентов. Доля композитных материалов невелика, используется множество иностранных компонентов. Хотя последний факт играет на руку быстрому старту, в этом случае сертификация самолета проходит в более сжатые сроки. Дальность полета C919 составляет 5550 километров, максимальная скорость 920 км/час.

В дальнейшие планы китайских производителей входит постепенное замещение отдельных узлов деталями собственного производства, в первую очередь двигателями CJ-1000A.

С точки зрения конкуренции китайский лайнер отличается недорогой ценой, в среднем его стоимость составляет половину от Boeing-737 и Airbus A320 или около $60 млн. Уже сейчас имеется 800 предзаказов на C919, в основном, от внутренних авиапревозчиков.

Новинка от Boeing

Последняя заметная новинка от американской Boeing впервые взлетела в 2009 году – лайнер 787 Dreamliner. Несмотря на инновационный подход в виде использования композитных материалов и более удобный салон, в процессе подготовки и запуска самолета было множество сложностей. Наиболее заметной проблемой стало возгорание литий-ионных аккумуляторов, использующихся в самолете. После устранения проблем в 2013 году полеты «Лайнера мечты» возобновили.

Стареющий парк наиболее массовых 757 и 767 моделей потребовал разработки нового самолета, призванного сохранить и укрепить позиции Boeing на рынке. Новинка получила название Boeing 797, начало производства и первые поставки планируется выполнить уже через несколько лет – до 2028 года, хотя изначально срок был установлен на 2025 год.

Серьезную корректировку планов вызвали катастрофы Boeing 737 MAX, которые вынудили перераспределить силы в компании. К преимуществам нового лайнера относят более широкий фюзеляж и сниженная на 30% стоимость эксплуатации.

Особенностью Boeing 797 станет возможность управления одним пилотом, в этом случае функции второго пилота возьмет на себя наземный оператор, который сможет сопровождать сразу несколько рейсов. Отсутствие второго пилота сэкономит авиакомпаниям существенные средства, ведь в расходы входит не только заработная плата, но и затраты на подготовку и переобучение пилотов.

Сверхзвуковые амбиции Boom Supersonic

С наступлением эры реактивных самолетов в XX веке казалось, что еще немного и пассажиры будут перемещаться по миру на сверхзвуковых лайнерах. Однако экономическая реальность оказалась совсем другой, опыт эксплуатации франко-британского Конкорда и советского Ту-144 показал, что такие самолеты имеют множество ограничений. Самые существенные – высокий расход топлива и ударная звуковая волна, которая не позволяет совершать полеты над густонаселенными районами.

Сложность разработки и высокий риск провала сдерживают крупные компании от вложений в создание сверхзвуковых пассажирских самолетов. Зато провалов не боятся стартапы, которые привлекают увлеченных специалистов и финансирование от венчурных фондов.

Небольшая компания Boom Supersonic разрабатывает перспективный сверхзвуковой лайнер Overture. Самолет будет изготовлен преимущественно из легких и прочных композитов и оснащаться тремя двигателями: один в хвостовой части, два под крылом.

Полеты на сверхзвуке диктуют свои требования к конструкции лайнера, поэтому фюзеляж имеет небольшой диаметр. Пассажирские места размещаются в два ряда, однако для клиентов компания обещает комфорт бизнес-класса.

Лайнер сможет развивать скорость 2,2 Маха (2330 км/час), перелет через Атлантический океан из Лондона в Нью-Йорк займет всего три часа, а из Токио в Лос-Анджелес шесть часов – против одиннадцати на обычном самолете. Ожидается, что лайнер от Boom Supersonic будет в 30 раз тише, чем Конкорд, а стоимость билетов будет сопоставима с существующими тарифами в бизнес-классе.

Проектом уже заинтересовались такие известные компании как Virgin Group, Japan Air Lines. Последняя готова разместить заказ на 20 сверхзвуковых самолетов для магистральных рейсов. Boom Supersonic удалось привлечь более 150 млн инвестиций и нанять более 140 специалистов для постройки экспериментального экземпляра XB-1.

Первый коммерческий рейс, при условии успешной отработки технологии, компания рассчитывает совершить к 2025 году. Ёмкость данного рынка оценивается в 1000 самолетов, поэтому проект имеет все шансы не только окупиться, но и заработать приличные деньги.

Toyota инвестирует в воздушное такси

Компания Тойота планирует вложит $349 млн в перспективный стартап Joby Aviation для создания летающего такси. О новинке известно мало, как и сроках запуска. На сайте Joby можно найти общую информацию – летательный аппарат представляет собой четырехместную кабину с электрическим приводом, вертикальным взлетом и посадкой. Запас хода на одной зарядке составит 241 км, а максимальная скорость составит 322 км/час.

Глава Toyota Акио Тойода отметил, что воздушные перевозки будут востребованы в крупных мегаполисах со сложной дорожной обстановкой. Тойота будет развивать воздушное такси вместе с автомобильным бизнесом. Сотрудничество с крупнейшей автомобильной компанией для Joby Aviation также является полезным, так как многие наработки в дизайне и оснащении салона будут заимствованы из автомобильной отрасли.