Главные автомобильные тренды 2010-2020 годов

Главные автомобильные тренды 2010-2020 годов

Подводя итоги прошедшего десятилетия невольно вспоминаются прогнозы футурологов и всевозможных экспертов. Еще в начале столетия 2020 год считался знаковым и переломным в жизни общества и в развитии технологий. Предполагалось, что автомобиль может кардинально преобразиться, искусственный интеллект сравняется по мощности с человеческим, а в машинах исчезнут руль и педали.

На самом деле многие технологии так и не вышли за пределы лабораторий, либо трансформировали наши привычки совсем не так, как ожидалось. Что же изменилось в жизни автомобилистов за этот период?

Беспилотные автомобили не стали массовым явлением

В глобальной сети достаточно много новостей о тестировании автопилота для автомобилей, многие компании освоили производство разнообразных электронных ассистентов, но пока что полноценные системы автономного вождения так и не добрались до массового сегмента.

Причины задержки развития данной технологии можно разделить на три группы. Первая – уровень развития техники всё еще не позволяет заменить водителя в полной мере. Во многих ситуациях человек справляется с управлением гораздо лучше, особенно когда требуется задействовать простой здравый смысл. В настоящее время системы автопилота успешно решают ограниченный круг задач: удержание автомобиля в полосе, контроль дистанции, предотвращение столкновения, контроль слепых зон. В этом случае система выступает в роли ассистента и подстраховывает человека во время монотонного движения или в случае возникновения неожиданных препятствий.

Вторая группа – проблемы законодательного характера. Многие страны неохотно идут на изменение правил дорожного движения. До сих пор в мире нет ни одной страны, которая бы разрешила свободное передвижение автономных машин по дорогам общего пользования. Чаще всего дается разрешение на ограниченные регионы и только при наличии человека-оператора за рулём автомобиля для страховки.

Третья группа – опасения со стороны общества и автомобилистов. По мере увеличения условно автономных машин появляется все больше новостей о происшествиях с ними. Несмотря на тот факт, что согласно статистическим данным электронный интеллект попадает в аварии гораздо реже человека, многие люди по-прежнему с опаской относятся к идее полностью автономного автомобиля. В связи с этим каждая авария с участием автопилота попадает под пристальное внимание СМИ и контрольных органов.

Голосовое управление и искусственный интеллект находятся в зачаточном состоянии

Несмотря на постепенное внедрение систем распознавания голоса, в автомобильной индустрии эта технология всё еще является опцией для премиального сегмента (BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz). Искусственный интеллект недостаточно развит для полноценного общения в свободной манере. Пока что подобные системы в большей степени подходят для распознавания базовых команд.

Несмотря на неудачи, разработчики продолжают совершенствовать системы для общения, тем более в последние годы в данной сфере наметился определенный прорыв – в сфере потребительской электроники пользуются устойчивым спросом умные колонки с голосовым управлением.

Цифровые приборные панели и сенсорные экраны стали нормой

В 2010 году Jaguar XJ стал первым массовым автомобилем с полностью цифровой приборной панелью. По мере развития технологии и её удешевления сенсорные экраны перешли из разряда премиум в бюджетный сегмент. В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению основного дисплея – во многих моделях его размер достигает 12 дюймов, а в Volkswagen Touareg даже 15 дюймов.

Tesla Model S в 2012 году совершила, пожалуй, самое кардинальное изменение в данной сфере. Вместо многочисленных механических клавиш и «крутилок» потребителям предложили гигантский вертикальный дисплей, через который осуществляется управление практически всеми функциями автомобиля. Постепенно автомобильные производители по всему миру стали внедрять данный подход, в том числе сенсоры стали заменять обычные кнопки.

Светодиодная революция

За прошедшее десятилетие в области оптики произошло значительное удешевление и развитие технологии изготовления светодиодов. Это позволило дизайнерам и инженерам реализовать самые причудливые решения, которые повысили узнаваемость бренда и одновременно обеспечили качественно иной уровень освещения. Например, фирменные четыре точки в новых моделях Porsche или динамические сигналы поворота, сложная графика задних фонарей.

Впервые матричный головной свет инженеры реализовали в Audi A8 в 2013 году, остальные производители также в сжатые сроки внедрили подобную технологию. Появление «матрицы» светодиодов, состоящей из десятков отдельных элементов, позволило на новом уровне управлять световым пучком, обеспечивая подсветку или затемнение участков дороги в зависимости от конкретной обстановки.

Рост популярности электрических автомобилей

Стремительное развитие ёмких электрических батарей и сетей для зарядки позволило создать электромобили, имеющие реальную практическую ценность для потребителя. Лидером данной отрасти стала амбициозная компания Tesla, которая прошла путь от небольшого стартапа до крупной автомобильной компании.

Успех Tesla показал перспективы новой технологии. В настоящее время автопроизводители активно осваивают данный рынок и выпускают электромобили под известными брендами. Причем самым крупным рынком в мире является Китай, в котором значительную долю занимают локальные компании.

Существенную помощь в продвижении электромобилей оказывают государства, особенно в европейских странах. Специальные субсидии при покупке и льготы при использовании подогревали все эти годы интерес потребителей. Впрочем, на волне электрификации происходит постепенный отказ от субсидий – сокращения затронули Норвегию, Китай и США.

Тем не менее, со стороны государственных структур ведется планомерная работа по ужесточению экологических стандартов и норм. В Европе согласно требованиям стандарта Евро-6 выбросы углекислого газа для легкового автомобиля не должны превышать 130 грамм на один километр пробега.

В связи с этим многие компании отказываются от дизельных моторов и создают отдельные суббренды для продвижения электрических автомобилей. Среди недавних примеров – начало производства динамичного Porsche Taycan с электрическим приводом.

Китайские автомобили и китайский рынок

Если в начале десятилетия о китайских автомобилях говорили не иначе как с иронией, то ближе к 2020 году ситуация кардинально изменилась. Грамотно используя возможности свой экономики, китайские компании привлекли на ключевые позиции известных специалистов мирового уровня, скупили несколько известных брендов, чего только стоит упоминание шведской Volvo, которая сейчас входит в китайский концерн Geely.

В настоящее время китайские бренды обретают качественный и глобальный дизайн, достойные инженерные решения, а количество автопроизводителей исчисляется десятками. Только за 2018 год в Китае было продано свыше 28 миллионов автомобилей, что больше чем в США (21 миллион), Европе и Ближнем Востоке (23 миллиона).

Уже в январе 2020 года компания Tesla открыла свою гигафабрику в Китае. Планируется, что новый завод будет производить ежегодно 250 000 седанов Model 3 и кроссоверов Model Y. Примечательно, что завод обошелся в $2 млрд и был построен всего за 357 дней, что является мировым рекордом.

Эра кроссоверов

В XX веке основным типом кузова считался седан, в наши дни потребитель предпочитает кроссовер. Производители соревнуются в выпуске всевозможных вариантов: купе-кроссоверы, спортивные кроссоверы, электрические кроссоверы и прочие сочетания, которые еще двадцать-тридцать лет назад казались невероятными. Все это привело к тому, что многие компании отказываются от выпуска непопулярных моделей, таких как родстеры и кабриолеты.

Выводы

В любом случае, следующее десятилетие XXI века принесет немало интересных и неожиданных изменений в жизни автомобилистов. Основными трендами будут, по-прежнему, электрификация, цифровизация и автономное вождение.

Постепенный переход к автоматическому управлению высвободит время, которое можно будет использовать для общения, развлечений или удаленной работы. Немаловажным элементом новых технологий является инфраструктура связи 5G, способная связать различные устройства, датчики и гаджеты на высокой скорости.

Массовый переход на электрические автомобили снизит нагрузку на экологию и обеспечит сокращение выбросов на улицах городов, а развитие сетей зарядных станций позволит путешествовать с комфортом на дальние расстояния.