Как дефицит кобальта влияет на мировой рынок электромобилей

Как дефицит кобальта влияет на мировой рынок электромобилей

В настоящее время в средствах массовой информации публикуется множество статей относительно будущего электромобилей. Автопроизводители в срочном порядке корректируют планы и готовятся к массовому производству машин с нулевым выхлопом. Однако дефицит одного редкого металла может замедлить прогресс электрических машин.

Если начинать с самого начала, то для массового производства электромобилей нужны не только зарядные станции по всему миру, но и батареи для хранения электроэнергии. Батарею можно без сомнений назвать сердцем электромобиля. Ученые и инженеры уже много лет решают задачу по снижению веса и увеличению их ёмкости.

Несмотря на достигнутый прогресс, до сих пор остается вопрос использования такого металла как кобальт. В наиболее распространенных литий-ионных батареях в качестве катода используется сплав никеля, марганца и кобальта. Именно с последним возникли проблемы.

Повышенный интерес к электромобилям и активное инвестирование в эту отрасль разогнали цены на кобальт, так, еще в начале 2016 года цена на бирже за тонну металла была 22,000 долларов, а спустя два года в конце весны 2018 года биржевые котировки подскочили в четыре раза – до 95,000 долларов за тонну.

Например, в электрической версии BMW X3 используется 21 килограмм кобальта. Даже самые примерные расчеты показывают, что стоимость металла в такой батареи выросла с 462 до 1995 долларов. Такое повышение цены на сырье закономерным образом повышает итоговую стоимость электромобилей. При этом у большинства автопроизводителей электрические машины до сих пор не приносят прибыли.

На начало 2019 года цены за тонну кобальта на Лондонской бирже снизились до 44,000 долларов, тем не менее это в 2 раза превышает уровень 2016 года. Естественно, что колебания стоимости такого важного сырья не могут не беспокоить производителей, которые не имеют возможности сформировать прозрачные планы и установить конкурентный уровень цен.

Китай как основной игрок на рынке кобальта

Обозначенная проблема дефицита кобальта связана с тем, что 70% всех мировых запасов этого металла расположены в Демократической Республике Конго. В этой африканской стране металл добывают самыми примитивными способами, без соблюдения каких-либо мер безопасности.

Китай в последние годы активно инвестирует внушительные суммы в африканский континент, в том числе и в горнорудную промышленность. После ряда последних сделок китайские компании контролирует почти 85% мировой добычи кобальта.

Причем Китай лидирует не только в добыче руды, но в последующей её переработке. Из восьми крупнейших перерабатывающих предприятий семь находятся на территории Китая. Завершает картину производство электрических батарей. В частности, суммарный выпуск батарей в Китае превышает объемы производства всем известной гигафабрики Tesla в США.

В новом году в Китае прогнозируется реализация около миллиона электромобилей, большая часть которых создана местными компаниями. Данный технологический бум является закономерным следствием ряда правительственных программ, направленных на постепенную замену традиционных ДВС.

Среди экспертов существует мнение, что электромобили являются средством для передела глобального рынка. Китайские компании понимают, что обогнать Японию или Европу в части наработок в области трансмиссии и двигателей внутреннего сгорания им будет крайне непросто. А вот активные разработки в области электромобилей помогут занять ведущие позиции еще на старте электроэры. Этому способствует господство на сырьевых рынках и огромный внутренний рынок Китая.