Эволюция фар. От ламп накаливания до лазера

Эволюция фар. От ламп накаливания до лазера

В техническом центре компании Volkswagen активно работают над созданием современных автомобильных фар, использующих самые последние достижения в оптике и системах управления светом.

Безопасность на дорогах в ночное время зависит во многом от качества освещения. В условиях интенсивного движения часто возникают ситуации ослепления водителей светом от встречных автомобилей, а внезапно появившиеся из темноты пешеходы или животные могут стать причиной аварии.

За прошедшие годы инженеры разработали массу усовершенствований, которые помогают водителям безопасно управлять автомобилем в условиях ночного времени. В ближайшие годы галогеновые и ксеноновые фары будут постепенно вытеснены более современными технологиями.

Последним достижением в данной сфере считается матрично-лазерная технология. В таких фарах лазерные диоды подсвечивают люминофор, который, в свою очередь, формирует световой пучок высокой мощности. При этом лазер не освещает дорогу напрямую, как можно подумать исходя из названия.

Такие фары идеальны для движения по загородным трассам, когда луч формируется в узкий световой тоннель и освещает дорогу на полкилометра. Однако, стоимость таких фар все еще высока, по этой причине они используются только в автомобилях премиум класса.

В связи с высокой стоимостью лазерных фар многие производители активно исследуют возможности светодиодных источников света. Специалисты Volkswagen разработали систему Micro-pixel HD LED, состоящую из 30.000 световых точек-пикселей. С помощью данной технологии можно на любой поверхности создавать любой рисунок.

Новые фары работают в трех диапазонах: стандартные ближний и дальний свет, а также сверхдальний. В последнем случае фары освещают дорогу на рекордные 550 метров. Немцы гарантируют, что световые элементы сохраняют свои характеристики на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля и их замена не потребуется.

Наиболее впечатляющей особенностью новых светодиодных фар является возможность управления световым пучком в зависимости от дорожных условий. Бортовой компьютер анализирует поступающие сигналы от датчиков и адаптирует свет под окружающую обстановку. Например, можно приглушить часть светодиодов при появлении встречного автомобиля, таким образом исключается ослепление водителей. Подобное управление светом позволяет ездить в режиме дальнего света – умная система приглушает свет в одном секторе или, наоборот, может подсветить пешехода на обочине.

Еще одной особенностью системы является умение перестраиваться исходя из лево- или правостороннего движения. Если вы путешествуете по Европе и пересекаете границу Англии, система на основании данных навигатора автоматически перестроит режим света на левостороннее движение.

Адаптивная система позволяет формировать световые элементы на дорожном полотне, таким образом водитель визуально сможет более точно ощущать габариты автомобиля. Например, задняя оптика сможет выводить на поверхность дороги различные символы для помощи водителю, предупреждения пешеходов или других водителей. Специальные микролинзы управляются электронным ассистентом и могут формировать траекторию движения автомобиля в процессе парковки.

Инженеры Volkswagen не скрывают, что многие наработки в области технологий управления светом связаны с предстоящим запуском в серию автомобилей с беспилотным управлением. Во многом данная технология сдерживается определенными опасениями, в том числе и со стороны пешеходов. Любой человек должен быть уверен в том, что беспилотная машина его распознала и контролирует свое движение.

В этом отношении возможность формирования отдельных световых элементов на дорожное полотно позволит в будущем органично вписать автономные автомобили в городскую среду и устранить возможные опасения со стороны пешеходов и других участников движения.

Пока что многие из перечисленных технологий еще не прошли практическую апробацию, а их запуск в серию потребует пересмотра некоторых правил движения. В любом случае, по мере распространения систем «умный город» и интернета вещей мы сможем стать свидетелями глобальных преобразований в организации дорожного движения.