Гибрид против дизеля: практическая проверка экономии

Гибрид против дизеля: практическая проверка экономии

В последние годы в европейских странах дизельные моторы попали в немилость, в том числе и после пресловутого Дизельгейта, когда компанию Volkswagen обвинили в подтасовках результатов тестов. Смогут ли гибридные моторы вытеснить традиционный дизель?

В Европе возможность использования дизельных моторов в ближайшее десятилетие ставится под сомнение. Причиной является введение новых норм экологии Евро-6, для соответствия которым производителям придется вкладывать серьезные средства в разработку современных систем очистки выхлопных газов.

Многие специалисты склоняются к тому, что со временем в наших городах станут преобладать машины с электроприводом или с гибридными двигателями.

Относительно России не все так однозначно. Нормы экологии для двигателей внутреннего сгорания у нас играют второстепенную роль, а на первом месте чаще всего находится топливная экономичность. С точки зрения экономии гибридные двигатели по идее должны быть весьма востребованы, однако на практике традиционные дизельные моторы все еще являются популярным вариантом.

Гибридный Toyota Prius

Если брать за основу для проверки топливной экономичности гибридную силовую установку, то в первую очередь приходит на ум гибрид Toyota Prius, который выпускается с 1997 года. За все время машина неоднократно модернизировалась и нынешнее поколение уже третье по счету.

Причем в развитых странах на рынке представлены модификации с функцией зарядки батареи от сети (plug-in), на просторах нашей страны чаще всего можно встретить модели с системой заряда от двигателя или системы рекуперации.

Силовая установка гибридного Prius работает по параллельной схеме, когда для основного привода используется бензиновый мотор объемом 1,8 литра. Двигателю внутреннего сгорания помогает электрический мотор-генератор, встроенный в коробку передач. Дополнительным источником энергии является электрическая батарея, получающая заряд от генератора или системы рекуперации.

Особенностью гибрида является возможность работы электромотора и ДВС как по отдельности, так и в связке. Например, на малых скоростях автомобиль передвигается на электротяге, по мере разряда батареи подключается классический бензиновый двигатель.

Для динамического старта или в процессе обгона оба двигателя включаются в работу и заметно ускоряют автомобиль. Кстати, разгон до «сотни» у Toyota Prius составляет чуть более 10 секунд, что весьма неплохо для семейного и экологичного автомобиля.

Суммарная мощность силовой установки составляет 136 л.с., но в ПТС учитывается только двигатель внутреннего сгорания мощностью 98 л.с., что позволяет экономить на транспортном налоге.

Дизельный Volkswagen Passat

Для сравнения топливной эффективности возьмем популярную модель Volkswagen Passat с дизельным двигателем объемом 2,0 TDI.

Если сравнивать данную машину с Toyota Prius, то в первую очередь в Passat бросается в глаза технологическая простота. Обычный рядный турбодизель мощностью 150 л.с. работает в паре с 6-ти ступенчатой АКПП. Для экономии топлива применяется система старт/стоп, которая глушит мотор на перекрестке и самостоятельно запускает его.

Тем не менее, даже этих простых решений достаточно, чтобы обеспечить Volkswagen Passat отличную топливную экономичность. По паспортным данным расход топлива на 100 км составляет всего 5 литров в смешанном цикле. И этот показатель достаточно близко к гибридному «Приусу». Причем по мощности и разгону Passat даже немного превосходит своего соперника – на 14 л.с. мощнее и на 1,5 секунды быстрее.

Сравнение топливной экономичности

Тестирование Toyota Prius и Volkswagen Passat в реальных городских условиях с проездом по автострадам и пробкам показало, что средний расход топлива на 100 км пробега составил: для гибридного «Приуса» 3,7 литра, для дизельного «Пассата» 5 литров.

Как итог, можно сказать, что гибридная силовая установка оказалась экономичнее. Однако не стоит забывать, что Volkswagen Passat тяжелее и он оснащен более мощным и динамичным мотором.

Далее, если сравнивать цены на машины, все не так однозначно. Прайс-лист нового Passat в конфигурации с мотором 150 л.с. и АКПП начинается от 1,849,000 рублей, что на 360,000 дешевле, чем гибридный Prius. И даже если упаковать «Пассат» всеми доступными опциями, он окажется дешевле японского гибрида примерно на 150 тысяч рублей.

В итоге, если рассчитать условное топливное преимущество 1 литр на 100 км пробега, для компенсации разницы в цене автомобилей понадобится пробег порядка 100 тысяч километров.

Конечно, это не означает, что гибридные автомобили не имеют будущего. Наоборот, с развитием технологий и снижением стоимости они будут занимать все большую долю рынка. Но и традиционные дизельные двигатели пока не стоит списывать со счетов, особенно в развивающихся странах, где пока еще нет строгих требований относительно последних экологических стандартов.