Когда в Москве исчезнут автомобильные пробки?

Когда в Москве исчезнут автомобильные пробки?

Москва является крупнейшим европейским городом. В столице сконцентрировано большое количество предприятий, рабочих мест и, конечно, автомобилей. Весь постсоветский период ситуация на дорогах оставалась неблагополучной, а московские пробки стали нарицательным явлением.

Согласно подсчетам аналитиков в прошлом году среднестатистический водитель потерял в пробках 91 час или 26% своего времени за рулем. По данному показателю Москва занимает одно из худших мест в рейтинге крупных городов, хуже только в Лос-Анджелесе.

При этом чиновники и местные власти регулярно рапортуют о новых мерах, которые должны по идее улучшить жизнь водителей. Несмотря на активные действия, ситуация с автомобильными пробками в крупнейшем российском мегаполисе остается напряженной. Что же на самом деле является причиной дорожных проблем?

Неправильное планирование

Исторически Москва развивалась как город с ярко выраженным центром, от которого велась застройка. За многие столетия сложилась узнаваемая радиальная планировка, которая на самом деле является наименее эффективной с точки зрения автомобильного трафика.

Кроме того, с 90-х годов прошлого века, по мере развития рыночных отношений, в центре столицы обосновалось огромное количество офисов и различных коммерческих компаний. Каждая более-менее успешная фирма старалась заполучить помещение в центре города, так как это было и остается вопросом престижа.

Сложившаяся ситуация ведет к огромной маятниковой миграции. Ежедневно миллионы людей и автомобилей передвигаются из спальных районов в центр и обратно. Зарубежный опыт показывает, что оптимальным считается создание в мегаполисе не одного, а нескольких бизнес-центров, построенных по принципу городов-сателлитов. Это позволяет равномернее распределить нагрузку на дорожную сеть и не создавать заторы в центре.

Высотная застройка

Формирование плотной городской застройки ведет к созданию дополнительных автомобильных пробок. Вполне логично, что человек, который в состоянии приобрести недешевую столичную недвижимость, может позволить себе автомобиль. Все это приводит к заторам в местах выезда/въезда из спальных микрорайонов.

По международным стандартам высотная жилая застройка изначально должна быть ориентирована на жильцов, использующих только общественный транспорт. В итоге плотная застройка исключает какую-либо автомобильную мобильность граждан.

Кроме того, здесь в значительной степени играет роль и психология. При наличии широких проспектов и огромных высоток, жителям всегда будет комфортно передвигаться на автомобиле. И, наоборот, по тихим историческим улочкам и паркам приятно прогуляться пешком, посидеть после работы в уютных кафе или ресторанах.

Небольшая дорожная сеть

При наличии огромного количества жителей и машин в Москве достаточно плохо обстоят дела с наличием дорог. Все дело в пропорциях. Если считать проценты, то под дорожную сеть в столице задействовано около 10% застроенной территории. В Европе этот показатель равняется 20-25%, а самые просторные города находятся в Америке, там этот показатель более 30%.

При анализе данных цифр становиться понятным, что банальная нехватка дорог при таком количестве автомобилей будет в любом случае приводить к пробкам.

Отсутствие серьезных ограничений на передвижение автомобилей

Во многих странах власти стараются ограничить использование личного автотранспорта, особенно в исторических центрах городов. Для этого применяются различные способы: платный въезд в центр, система ограничений для четных/нечетных автомобильных номеров, требование наличия парковочного места и другие методы.

В Москве в настоящее время применяется только платная парковка, вводить новые ограничения власти опасаются ввиду возможного массового недовольства водителей.

Таким образом, на данный момент можно констатировать тот факт, что в ближайшие годы вопрос с автомобильными пробками в крупнейшем российском мегаполисе не будет решен. Отдельные мероприятия носят, как правило, несистемный характер. Все-таки в области градостроительства важен комплексный подход, ориентированный на выстраивание оптимальной городской среды на протяжении десятилетий.

Как решить вопрос автомобильных пробок?

Конечно, на данном этапе технологического развития основным способом является увеличение количества дорог, развитие системы управления автомобильными потоками, улучшение качества разметки и тому подобное. Данный путь является экстенсивным и не предполагает смены парадигмы использования частного автотранспорта.

Многие эксперты возлагают большие надежды на новые технологии. Обычно сюда относят беспилотное управление и развитие систем каршеринга. Последнее явление постепенно завоевывает популярность во многих странах. Сервисы краткосрочной аренды автомобилей уже сейчас реализованы в том или ином виде. Действительно, согласно статистике автомобиль используется хозяином от силы 2-3% своего времени, остальное время он простаивает в гараже или на парковке. При этом имеются различные способы в разы сократить количество автомобилей и одновременно обеспечить комфортную доставку людей до пункта назначения.

Например, в городах можно использовать небольшие шаттлы, которые передвигаются по гибкому маршруту и подстраиваются под конкретного пассажира. Современное программное обеспечение вполне способно справиться с задачей оптимизации, формируя маршрут транспортного средства таким образом, чтобы по пути забрать или высадить пассажиров. В данном случае человек просто отмечает в мобильном приложении точку отправления и прибытия, а система подбирает для него подходящую машину, в которой имеется свободное место.

Мобильное приложение в смартфоне сможет обеспечить удобный интерфейс взаимодействия и списание средств за поездку. По мере развития беспилотных технологий такие сервисы могут стать полностью автоматизированными, когда для перемещения машин не будет требоваться непосредственное участие человека. Вполне возможно, что уже через десять-двадцать лет привычные многочасовые пробки уйдут в прошлое, а на их место придет эффективный беспилотный транспорт.