Перспективы использования газомоторного транспорта в России

Перспективы использования газомоторного транспорта в России

Пока весь мир следит за перипетиями вокруг компании Tesla, в России задаются вопросом об особенностях эксплуатации электромобилей в условиях холодных зим и неразвитой инфраструктуры зарядных станций.

Считается, что современное поколение живет в условиях очередной смены технологического уклада. Ожидается, что через пару десятилетий в развитых странах произойдет массовый отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили. Новая экономика существенным образом повлияет на страны, в основе бюджетов которых заложены денежные поступления от углеводородного топлива.

Тем не менее, полный отказ от двигателей внутреннего сгорания в нашем отечестве пока под вопросом, а учитывая климатические особенности и развитие инфраструктуры, этот переход может быть отложен на много лет. В современной России сделана ставка на развитие газомоторного транспорта.

По последним данным правительство России выделяет 2,5 млрд рублей субсидий на стимулирование продаж автомобилей, работающих на газовом топливе. Основными преимуществами газомоторных машин является экономичность и низкий уровень загрязнения окружающей среды.

Кроме низкой цены, газ не требует установки специальных систем для снижения токсичности выхлопов, что позволяет при относительно небольших затратах перевести автотранспорт на стандарты Евро-5. Последнее обстоятельство является определяющим для государства, которое обязано заботиться о качестве жизни населения, особенно в условиях крупных мегаполисов.

Перевод на газ позволяет сократить расходы конечного потребителя на топливо, так, по оценке ряда транспортных компаний, эта экономия составляет до 40% в год.

Почему не электромобили?

С одной стороны массовый переход на электромобили действительно снижает вредные выбросы непосредственно от автотранспорта. С другой стороны, при внедрении любой технологии важно проводить комплексную оценку. В частности, в нашей стране большая часть электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях. И переход на электромобили все равно сохраняет существенный углеродный след.

Ко всему прочему необходимо отметить, что инфраструктура для зарядки электромобилей находится в зачаточном состоянии. С учетом огромных расстояний, низких температур в зимний период и отсутствия нормального сервиса, использовать полностью электрические машины у нас решаются редкие энтузиасты.

Виды газового топлива

Существует два вида газового топлива, каждый из которых предполагает для использования различное оборудование.

Первый вид – сжиженный газ (LPG), который у нас известен как пропан-бутан. Это побочный продукт перегонки нефти и он давно используется в автомобильном транспорте. Для заправки сжиженного газа имеется достаточно развитая сеть газозаправочных станций. Для пропан-бутана можно использовать относительно простое оборудование и баллоны, рассчитанные на давление 5-6 бар.

Второй вид – сжатый природный газ (CNG), состоящий в основном из метана. Данный вид топлива подается в дома и другие объекты коммунального хозяйства. Но для автомобильного транспорта он используется относительно недавно. Метановый газ дешевле и безопаснее, чем пропан-бутан. Однако для его заправки и хранения используется более сложная аппаратура. Например, для автомобилей в этом случае требуются баллоны, способные выдерживать 200-250 бар. Стальные баллоны для такого газа имеют большой вес, поэтому предпочтительнее использовать технологичные изделия из композита. Соответственно, построить автозаправочную станцию тоже непросто.

Газовая инфраструктура

В России заправки для газомоторной техники не редкость. Только в Москве действует более сотни заправок сжиженного газа, да и в регионах в большинстве крупных и средних городов можно относительно просто заправить машину.

С метановыми заправками все сложнее. На всю столицу всего шесть заправок для сжатого газа, а по всей стране их едва набирается три сотни, сосредоточены они в европейской части и на юге России. При этом стоимость метана варьируется от 12,5 до 16,5 рублей за кубометр.

Оснащение серийных автомобилей газобаллонным оборудованием

При рассмотрении модельного ряда можно заметить, что практически все производители предлагают модели грузовиков и автобусов с газовым оборудованием. Однако с легковыми машинами дела все еще обстоят не очень. В основном покупатель вынужден выбирать из двух вариантов: бензиновый или дизельный мотор.

АвтоВАЗ выпускает серийную Lada Vesta CNG, которая может использовать два вида топлива: бензин и метан, а суммарный запас хода на одной заправке составляет около 1000 км. При работе на метане двигатель выдает 96 л.с., а при использовании бензина развивает стандартные 106 л.с.

В прошлом году Ford наладил выпуск на своем заводе во Всеволожске универсалов и хэтчбеков Ford Focus LPG, на которые устанавливается итальянское газовое оборудование и сорокалитровый бак вместо запасного колеса. Общий пробег на бензине и сжиженном газе для данной модели составляет 770 километров, на пропан-бутане мотор развивает 117 л.с. против 125 л.с. у бензинового.

По оценке экспертов доля серийных легковых автомобилей в общем автопарке ничтожно мала. Всего на дорогах России в настоящее время эксплуатируется около 2 млн единиц автотранспорта с газобаллонным оборудованием, большинство которых переделана автовладельцами в специализированных сервисах, а то и полукустарным способом.

В любом случае, дальнейшее развитие технологий, а также запрос от общества на соблюдение норм экологии приведет к совершенствованию инфраструктуры и переходу к серийным промышленным решениям.