Большой брат: что ждет автомобилистов в 2018 году

Большой брат: что ждет автомобилистов в 2018 году

Количество дорожных камер по всей территории России приближается к 8 тысячам единиц. И, похоже, что это только начало. Современные комплексы способны фиксировать более 30 нарушений правил дорожного движения. Как изменились системы видеофиксации за последние годы и каков эффект от установки камер? Читайте далее.

Если проанализировать статистику смертельных случаев по Москве, то по сравнению с 2006 годом данный показатель снизился вдвое, с 1184 случаев в 2006 году до 561 в 2016-м. Таким образом, система контроля дорожного движения обеспечивает улучшение безопасности движения, сохраняя жизни людей.

При этом с увеличением числа камер возрастают требования к работе автоматических систем. Единое программное обеспечение для всей страны призвано сократить число ошибок, сбоев, а также исключить злоупотребления.

Разновидности камер видеофиксации

Во многих регионах России устанавливаются камеры по схеме частно-государственного партнерства. Частная компания может приобрести и установить оборудование, сокращая издержки государства. В последующем для возмещения расходов определенный процент от штрафов перечисляется компании для компенсации затрат. Также используется схема, когда государственные деньги расходуются на аренду оборудования, в этом случае исключаются первоначальные затраты на покупку дорогостоящего оборудования.

Один из наиболее распространенных комплексов – «Стрелка», который оснащен радаром и видеокамерой для фиксации нарушителя и его номера. Последние модификации камер способны «увидеть» нарушителя за километр, а инфракрасный датчик обеспечивает точные замеры в темное время суток. Кстати, обновленные комплексы могут фиксировать номер после того, как транспорт проехал камеру. Теперь лихим мотоциклистам будет труднее уйти от ответственности – камера снимет номер, расположенный сзади.

Многие автомобилисты используют радар-детекторы. Однако со временем такие приспособления уже не помогут. Комплекс «Автодория» не обнаруживается детекторами, так как не имеет излучающих элементов. Такая система рассчитана на работу на продолжительном участке дороги, камеры фиксируют и запоминают автомобиль в начале и в конце отрезка дороги, затем рассчитывается средняя скорость на участке, и если она выше разрешенной, владельцу выписывается штраф. Руководители проекта «Автодория» отмечают, что по данным статистики после установки комплексов, на контролируемых участках количество происшествий со смертельным исходом сокращается наполовину.

Наиболее современные и продвинутые комплексы – «Автоураган». Такие комплексы фиксируют проезд на красный свет, пересечение стоп-линии, превышение скорости. Причем система работает без радара, а за счет анализа изображений и умных алгоритмов. Скорость вычисляется по относительному расположению автомобилей и времени проезда определенного участка. Точность распознавания приближается к 100%, а погрешность измерений не превышает 2 км/час.

Камеры системы «Пит-стоп» могут фиксировать и отслеживать грубые нарушения правил дорожного движения, например, превышение максимально разрешенной скорости более чем на 60 км/час. В этом случае система передает сигнал сотрудникам ДПС, которые могут в режиме реального времени отследить маршрут лихача и оперативно его остановить. Если раньше за такие нарушения можно было отделаться штрафом, то сейчас дело направляется в суд и далее решается вопрос о лишении водительских прав.

Еще один комплекс «Форсаж» призван фиксировать нарушения на пешеходных переходах. В Москве пока что один такой комплекс, который проработал в тестовом режиме более одного года, за этот период было зафиксировано почти тысяча нарушений. Напомним, что в 2017 году штраф за непропуск пешехода на «зебре» увеличен с 1500 до 2500 рублей. Соответственно, водителям необходимо быть более внимательными на пешеходных переходах.

Вопросы парковки транспортных средств

В крупных городах многие автомобилисты часто сталкиваются с результатами действий таких систем как «Паркрайт» и «Паркнет». Специальная система «Паркрайт» устанавливается на автомобиль и позволяет при его передвижении фиксировать нарушения парковки, стоянку на тротуарах и газонах.

Помимо стационарных комплексов имеются мобильные приложения для городских служб и инспекторов ДПС. В Москве рядовые граждане могут установить специальное приложение на свой смартфон и с его помощью фиксировать и отправлять в транспортный департамент нарушения правил парковки.

Конечно, деятельность таких добровольцев может вызывать противоречивые чувства, так как в крупных городах зачастую сложно найти место на парковке и многие автомобилисты вынуждены нарушать правила дорожного движения. В данном случае важна работа властей и сотрудников городских служб, направленная на обеспечение необходимого количества парковочных мест. В перечень мероприятий входит рациональная организация парковочных мест, реконструкция улиц и прилегающих территорий, а также современные подходы в области проектирования городского пространства.

Достаточно хорошо зарекомендовал себя проект «Платная парковка» в Москве, который позволил гибко регулировать тарифы и упорядочить стоянку автомобилей в центре города. В настоящее время проект расширяется и охватывает 47 районов и более 200 улиц столицы. Основная зона платной парковки расположена в пределах третьего транспортного кольца, однако есть районы и улицы с платной парковкой за его пределами. При этом действуют льготы для электромобилей и мотоциклов.

Перспективы ближайших лет

Если раньше камеры фиксировали только один показатель – нарушение скоростного режима, то сейчас внедряются современные и сложные комплексы, которые фиксируют до тридцати параметров и нарушений.

Конечно, в каждой технологии имеются свои плюсы и минусы. Среди положительных сторон отмечается снижение скоростного режима, уменьшение серьезных ДТП со смертельным исходом. Камера беспристрастна и работает в автоматическом режиме круглые сутки.

С другой стороны, некоторые камеры, по словам водителей, устанавливаются таким образом, чтобы собрать как можно больше денег. Хотя изначально их роль должна быть в предупреждении нарушений. Не последнюю роль в этом играет качественная разметка, знаки и освещение.

Кроме того, на первоначальном этапе имели место сбои и ошибки в работе систем, когда штрафы приходили за пересечение сплошной линии тенью автомобиля или когда «газель» превысила скорость 200 км/час.

ГИБДД информирует, что до конца текущего года по всей стране будет установлено порядка 2500 дополнительных камер, что составляет около 30% от существующих систем и комплексов.

Согласно статистике более 60% ДТП происходит по причине нарушения скоростного режима, чаще всего за пределами населенных пунктов. Как раз на многих участках загородных дорог установка камер пока что невозможна по причине отсутствия электроэнергии, подходящих опор или неустойчивого сигнала для передачи данных.

Долгое время в разработке находится система контроля страховых полисов, когда по считываемым номерам автомобилей можно установить наличие или отсутствие страховки ОСАГО. В данном случае требуется наладить взаимодействие баз данных страховых компаний и департамента транспорта. По этой причине проект «буксует» уже несколько лет.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на негативную реакцию многих автомобилистов, внедрение систем контроля и видеофиксации в итоге снижает смертность на дорогах. Просто задумайтесь о том, что по всей стране за несколько лет сохранены тысячи жизней, а каждая жизнь – это уникальный человек, свой мир друзей, близких и родных.

Каким будет автомобиль будущего? Футурологи предсказывают, что уже в этом веке автомобили полностью перейдут на электрическую тягу, а управление будет выполняться системами автопилота. Наиболее смелые гипотезы связаны с системой глобального контроля, которая будет самостоятельно управлять всем транспортным потоком. В этом случае отпадет необходимость в светофорах, разметке, да и сами люди уже не будут управлять транспортом в ручном режиме. Считается, что такая система снизит до нуля количество транспортных происшествий.