Краш-тесты автомобилей

Краш-тесты автомобилей

За последние двадцать лет в процессе тестирования в лабораториях Euro NCAP разбили порядка 1800 автомобилей общей стоимостью более 160.000.000 евро. Стоило ли это всех усилий?

На заре автомобилестроения люди редко задумывались о безопасности передвижения. В то время считалось, что чем прочнее машина, тем лучше. Большинство автомобилей имело металлическую переднюю панель, жесткую рулевую колонку, крупные рычаги и педали, которые в случае аварии могли нанести серьезные увечья водителю и пассажирам.

Первые попытки оценить автомобиль с точки зрения безопасности стали предприниматься в 1930-е годы. На тот момент времени машины стали массовым изделием, их количество на дорогах все время увеличивалось, соответственно росло число дорожных происшествий и аварий, а также погибших людей.

История краш-тестов в США

В 1934 году компания General Motors произвела первый краш-тест с искусственным перекрытием. До этого периода машины просто разбивали о разные препятствия, друг об друга, об стены. Автопроизводители того времени оценивали, в основном, качество сборки и прочность кузова.

Однако первые же краш-тесты с манекенами показали, что жесткий кузов передает всю энергию удара в салон и на пассажиров. Специалисты пришли к выводу, что кузов должен, наоборот, сминаться при ударе и гасить тем самым энергию удара.

В тот период времени системы тестирования и биомеханика находились еще в зачаточном состоянии. Достаточно быстро было установлено, что использование пластиковых манекенов не позволяет точно оценить уровень воздействия и ущерб водителю и пассажирам. После долгих дискуссий в Детройте пришли к выводу, что оптимальным вариантом для краш-тестов буде использовать … человеческие трупы. На водительские и пассажирские сиденья помещали тела умерших ненасильственной смертью пожилых людей. Результаты краш-тестов позволили более точно оценивать повреждения и разрабатывать более безопасные автомобили.

После 50-х годов количество моделей автомобилей значительно возросло. Производители стали задумываться о новых методиках тестирования. Помимо моральных и этических аспектов, трупы людей нельзя было использовать многократно. Кроме того, чаще всего это были тела взрослых пожилых людей, которые не позволяли корректно оценить защиту детей. Также против подобных тестов выступали религиозные организации.

В 1960-е годы были попытки использовать в краш-тестах свиней. Структура внутренних органов и их плотность достаточно приближена к телу человека. Животным давали наркоз, затем размещали в сидячем положении на сиденьях. Однако, такие краш-тесты вызвали теперь уже протесты защитников животных, к тому же оценка ущерба все равно не была точной.

Ближе к 70-м годам XX века в процессе тестирования стали все больше использовать специально разработанные манекены, которые максимально точно копировали внутреннюю структуру и анатомические особенности людей. Эти манекены были одобрены и рекомендованы Федеральным институтом безопасности механических транспортных средств США.

Национальная ассоциация безопасности движения (NHTSA) ввела правила, регламентирующие использование манекенов, в 1973 году. В 1976 появилось семейство манекенов Hybrid III, которое позволяло оценивать защиту не только людей нормальной комплекции, но и ростом 188 см и весом 100 кг, а также детей 3-х и 7-ми лет. Несмотря на дороговизну, а один манекен стоил порядка 100.000 долларов, их предпочитали применять по этическим причинам, помимо этого манекен можно было использовать повторно, заменяя поврежденные части. На тот период времени североамериканские автопроизводители опередили остальной мир почти на 20 лет.

Системы тестирования в других странах

В остальных странах также развивались свои системы тестирования безопасности автомобилей. В Японии молодая и амбициозная Subaru производила первые краш-тесты в 1960-х годах. Это видео иллюстрирует работу, проделанную специалистами компании.

Среди европейских автопроизводителей необходимо отметить шведскую Volvo, которая одной из первых стала применять трехточечный ремень безопасности.

Сейчас во всем мире существует несколько организаций, которые проводят независимые краш-тесты: европейская Euro NCAP, американские NHTSA и IIHS, немецкая ADAC, австралийская ANCAP, японская JNCAP и китайская C-NCAP. Каждая организация придерживается своей методики и системы оценок. Поэтому многие автомобили, которые получают максимальные рейтинги, например, в NHTSA, проваливают тесты Euro NCAP.

Например, в последние годы стал изучаться вопрос безопасности мотоциклов. Специалисты немецкой ADAC провели испытание подушки безопасности для мотоциклистов.

Всего за 20 лет специалисты Euro NCAP разбили около 1800 автомобилей, по их оценке это позволило спасти жизни порядка 78.000 человек.

Производители автомобилей стали совершенствовать системы безопасности и уделять больше внимания результатам тестирования. Например, в 1997 году модель Renault Laguna получила только 2,5 звезды, но уже следующее поколение в 2001 году смогло заработать максимальные пять звезд.

Правила тестирования Euro NCAP постепенно усложняются и становятся вся более жесткими. Например, с 2003 года все автомобили тестируют в части защиты детей в возрасте 18 месяцев и трех лет. В 2009 году степень защищенности стали измерять в процентах. Максимальные проценты и, соответственно звезды, получают машины за защиту водителя, взрослых пассажиров и детей, а также за защиту пешеходов. Дополнительные проценты дает наличие вспомогательных электронных систем, таких как EPS, системы предотвращения столкновений и распознавания пешеходов.

Несмотря на определенную критику и некоторые недостатки, тестирование автомобилей на безопасность позволяет совершенствовать их конструкцию и электронные системы, что в конечном итоге спасает жизни многих людей.