Будущее дизельных двигателей

Будущее дизельных двигателей

В настоящее время в Европе против применения дизельных двигателей развернута активная кампания. Такие города, как Мюнхен и Штутгарт, планируют ввести запрет на эксплуатацию автомобилей на дизельном топливе. В чем причина такой нелюбви к тяжелому топливу и каковы последствия «дизельгейта», читайте в новой статье.

Вместе с тем, дизельный мотор не может развивать такие же высокие обороты, как бензиновый, что в значительной мере ограничивало их применение на легковых и гоночных автомобилях. Кроме того, с точки зрения экологии более тяжелое топливо образует сажу и множество других опасных веществ.

Вплоть до 1990-х годов дизельные двигатели использовались преимущественно в грузовиках и автобусах, занимая нишу коммерческого транспорта. В Германии, например, еще двадцать лет назад всего 9% легковых машин оснащались дизельными моторами.

В 1997 году, после принятия Киотского протокола, который предписывал странам контролировать и уменьшать выбросы парниковых газов, дизельные двигатели стали рассматриваться как более «зеленая» альтернатива бензиновым собратьям. Дело в том, что по количеству выбросов углекислого газа (CO) дизельный мотор действительно выглядит привлекательно.

Европейские автопроизводители стали массово наращивать темпы выпуска машин с дизельными моторами, попутно совершенствуя их конструкцию, потратив на это миллиарды евро. По своим характеристикам дизель вскоре сравнялся с бензиновым двигателем. В некоторых странах Старого Света в «нулевые» годы до половины продаж в легковом сегменте приходилось на дизельные модели.

«Дизельгейт»

Радужные перспективы широкого применения дизельных моторов закончились в тот момент, когда экологи забили тревогу – как оказалось, в выхлопе таких моторов содержится повышенная концентрация оксида азота (NOx), крайне вредного вещества. Кроме того, в атмосферу выбрасываются частицы сажи, которые вызывают раздражение слизистых оболочек и ухудшают состояние астматиков.

В одно мгновение самый «зеленый» дизельный двигатель общественное мнение превратило в причину многих заболеваний европейцев. Масла в огонь подлил скандал с компанией Volkswagen. В 2015 году выяснилось, что производитель в массовом порядке фальсифицировал результаты тестов и искусственно занижал в десятки раз содержание оксида азота в выхлопе.

Для получения проходных результатов экологических замеров специалисты Volkswagen проявили изрядную изобретательность. Оборудование автомобилей было настроено таким образом, что электроника в машине распознавала сертификационный ездовой цикл и искусственно переводила режим работы силового агрегата в особый режим, который позволял вписаться в экологические нормативы. В обычном режиме работы содержание окислов азота в выхлопе превышало нормы в 40 (!) раз.

Естественно, что публикация данных фактов вызвала крупный скандал в автомобильном мире. Глава концерна Volkswagen Мартин Винтеркорн подал в отставку, последовал обвал акций, так, 21 сентября 2015 года стоимость ценных бумаг снизилась на 22%. Данные события метко прозвали «дизельгейтом», по аналогии с «Уотергейтом», политическим скандалом в США, после которого в 1974 году президент страны Ричард Никсон ушел в отставку.

Перед концерном Volkswagen замаячил многомиллиардный штраф, учитывая, что в США было признано «неблагонадежными» 500 тысяч машин, а в Европе – свыше 9 миллионов. Теоретически компанию могли оштрафовать на 90 млрд. долларов, что стало бы, безусловно рекордом за всю историю производства автомобилей.

Однако, новое руководство Volkswagen в лице генерального директора Матиаса Мюллера предприняло ряд мер по стабилизации ситуации. После расследования немецкое Федеральное ведомство по автомобильному транспорту рекомендовало отозвать 8,5 млн. автомобилей и Volkswagen согласился дооснастить данные машины.

Для выполнения этого решения потребовалось сократить расходы, урезать инвестиции в новые разработки, уменьшить количество различных комплектаций. Все эти меры позволили изыскать в течение года 5 млрд. евро и исправить последствия «дизельгейта», причем концерн сохранил контроль над всеми 12 брендами и не прибегал к сокращению персонала.

Перспективы дизельных моторов

Согласно статистическим данным в Европе примерно 55% транспортных средств оснащены дизельными моторами. Введение нового экологического стандарта Евро-6 нацелено, как отмечают многие эксперты, против дизельных двигателей.

В новом стандарте особая роль отводится регулированию в выхлопных газах взвешенных частиц, оксида азота и других опасных соединений. Для выполнения всех требований производителям придется немало потрудится. Конечно, за судьбу грузовиков и другой крупнотоннажной техники можно не опасаться, здесь еще долго не будет альтернативы дизельным моторам.

Для соблюдения норм экологии ведущие компании вкладывают серьезные средства в специальные системы очистки выхлопных газов. Система рециркуляции выхлопных газов, каталитическая нейтрализация, специальные реагенты и новые сажевые фильтры – это далеко не полный джентельменский набор в современных дизельных двигателях. Это позволило автоконцернам создать класс грузовиков, укладывающихся в нормы Евро-6.

На рисунке: дизельный двигатель OM 471 от концерна Mercedes-Benz.

Для легковых машин акценты теперь сместились в сторону электрокаров и гибридов. Если раньше дизельные моторы считались по эффективности, экономичности и экологическим нормам сопоставимыми с гибридами, то теперь ситуация и общественное мнение постепенно меняются.

Правительства многих европейских стран стремятся поддержать переход на «зеленые» технологии. Например, во Франции автомобилистам, которые решили пересесть с традиционных дизелей на гибридные машины или электромобили, предлагается субсидия в размере 10.000 евро. Власти Великобритании предлагают своим водителям 2.000 фунтов стерлингов.

Конечно, с точки зрения экологии и заботы о будущем окружающего мира, внедрение новых стандартов оправдано. Тем не менее, каждый стандарт требует от компаний существенных вложений в новые разработки и системы очистки выхлопных газов. И для развивающихся стран войти на мировой рынок автомобилестроения становится все сложнее.

С другой стороны, человеческий ум всегда отличался гибкостью. В качестве альтернативы дизельному мотору, да и в целом двигателям внутреннего сгорания, предлагаются электромобили. Новичок в автобизнесе, американская компания Tesla уверенными темпами наращивает производство современных электромобилей и зарядных станций. Так что, будущее может наступить гораздо быстрее, чем мы предполагаем.