Российский беспилотный автомобиль: «Шатл» от НАМИ и КАМАЗа

Российский беспилотный автомобиль: «Шатл» от НАМИ и КАМАЗа

В августе месяце в Москве проходит традиционный международный автосалон. В этом году посетителей ожидает приятный сюрприз в виде российского беспилотного автомобиля «Шатл», который представлен государственным научным центром НАМИ.

В прошлой статье мы рассказывали о перспективах автомобилей в ближайшем будущем. Многие зарубежные компании активно реализуют идеологию экологически чистого и автономного автомобиля. Известным примером может служить американская компания Tesla Motors, которая планирует наладить выпуск электромобилей третьего поколения уже в ближайшее время. При этом одной из опций, которая доступна уже сейчас в Tesla Model S – функция автопилота, позволяющего удерживать автомобиль в пределах полосы, перестраиваться при включении сигнала поворота и т.д.

НАМИ и КАМАЗ представили оригинальную концепцию беспилотного автомобиля «Шатл». В основе данной идеологии лежит следующий функционал:

  1. Система технического зрения
  2. Исполнительные механизмы, позволяющие управлять автомобилем
  3. Современные алгоритмы распознавания дорожной ситуации
  4. Автоматическая система принятия решений


Первоначальное испытание по проекту «Беспилотник» проводилось на базе Лады-Калины. Однако на Московском международном салоне представлен ультрасовременный прототип «Шатл». Инновационный подход заключается в том, что данный 12-ти местный микроавтобус сочетает в себе несколько преимуществ:

  1. Простор и небольшую стоимость автобуса
  2. Гибкость в выборе маршрута как в такси
  3. Комфорт легкового автомобиля

Предполагается, что пассажир с помощью специального мобильного приложения указывает начальную и конечную точку своего маршрута. Далее система собирает запросы пользователей и формирует оптимальный маршрут с таким расчетом, чтобы подобрать пассажира и доставить его в кратчайший срок в пункт назначения.

Сеть подобных микроавтобусов сможет перемещаться по гибким маршрутам, при этом централизованная диспетчерская система будет рассчитывать движение всех автомобилей и, как следствие, снизится нагрузка на транспортную сеть и со временем пробки исчезнут.

Кстати, проведенное моделирование показало, что автоматическая система намного эффективнее сможет организовать движение. Если все автомобили будут перемещаться под управлением единой системы, то потребность в дорожных знаках и в светофорах отпадет сама собой.

Представленный на автосалоне российский беспилотник не только макет, это реально действующий прототип, который может перемещаться. Для ориентации в пространстве автомобиль использует множество датчиков, радаров и камер. В настоящее время максимальная скорость «Шатла» ограничена 25 км/час и пока что он может перемещаться только по закрытым и специально подготовленным территориям.

Привод у микроавтобуса электрический, электромоторы установлены во всех колесах, причем все колеса могут поворачиваться, обеспечивая беспилотнику отличную маневренность. Композитный кузов обеспечивает легкий вес, а современный дизайн и большие окна – отличный внешний вид и обзорность. В разработке новой транспортной системы принимают участие такие компании как Яндекс и КАМАЗ. В частности, Яндекс планирует создать современное информационное облако.

В настоящее время для полноценного запуска российского беспилотного автомобиля требуются инвестиции. Аналогичные проекты уже несколько лет активно разрабатываются за рубежом, в частности компания Google добилась разрешения на тестирование автономного автомобиля на дорогах общего пользования, правда при условии, что в автомобиле обязательно должен находиться оператор и при необходимости перехватить управление.

Смогут ли российские ученые и инженеры реализовать данный проект, покажет время.

АвтоВеликан – строим будущее вместе с вами!