История создания автомобильного кондиционера

История создания автомобильного кондиционера

Первые попытки охладить воздух в салоне автомобиля стали предприниматься еще на заре автомобилестроения.

В 30-е годы XX века, с развитием холодильного оборудования, системами кондиционирования стали оснащать крупные административные здания, в первую очередь знаменитые небоскребы в Нью-Йорке.

Герметизация компрессора, электродвигателя и системы охлаждения позволила обезопасить людей от опасных выбросов хладагентов. В 1928 году американский химик Томас Мидгли впервые синтезировал более безопасное вещество - фреон, и уже через пару лет начинается активное использование этого хладагента в компрессорных и охладительных установках.

Как ни странно, но первые кондиционеры появились не в легковых автомобилях, а в автопоездах, курсировавших на Ближнем Востоке между Дамаском и Багдадом. И это не удивительно - жаркий климат пустыни вынуждал искать всевозможные способы охладить воздух в салоне.

Первым серийным автомобилем с кондиционером считается Packard 12 Sedan, его начали производить в 1939 году.

Особого ажиотажа данный автомобиль не вызвал и тому были свои причины:

  • кондиционеры предлагались в качестве дорогостоящей опции, так в Packard 12 Sedan его стоимость доходила до 30% (!) цены нового автомобиля;
  • управление системой кондиционирования было, мягко говоря, не простым. Для включения кондиционера нужно было остановиться и заглушить двигатель, затем вручную установить ремень на приводной шкив, и только потом запустить двигатель. Для отключения кондиционера данная процедура проводилась в обратном порядке;
  • первые системы охлаждения были очень громоздкими, например, в Паккарде часть оборудования устанавливалась даже в багажник.

 

Забавный факт, до эпохи массового распространения кондиционеров в южных штатах США на некоторых автозаправках предлагалась услуга по закачиванию охлажденного воздуха в салон автомобиля. На фото - на заправке, штат Техас, 1957 год.

В 50-е и 60-е годы происходит серьезный прорыв в усовершенствовании систем кондиционирования, инженерам удалось полностью разместить оборудование под капотом, а его стоимость неуклонно снижалась. Для сравнения – в 1966 году в США было выпущено свыше 3,5 миллионов автомобилей с кондиционерами, а в середине 1980-х – уже свыше 20 миллионов.

В СССР конструирование автомобильных кондиционеров началось в 1958 году после поездки Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н.С. в США. Уже в 1960 году появились опытные образцы, первый отечественный кондиционер был установлен на правительственный ЗИЛ-111А.

Однако уже на следующее поколение ГАЗ-14 (Чайка) была установлена зарубежная система кондиционирования. Вплоть до 1990-х годов данная опция на отечественных автомобилях была недоступна, за редким исключением. В 1980-х годах кондиционеры серийно устанавливались на карьерные грузовики БелАЗ.

В настоящее время автомобили массово оснащаются кондиционерами и системами климат-контроля. Последняя представляет собой систему, которая в автоматическом режиме способна поддерживать заданную температуру в салоне. Система климат-контроля включает в себя кондиционер, систему отопления, датчики и электронный блок управления.

 

Принцип действия автомобильного кондиционера не сильно отличается от бытового холодильника. Система охлаждения представляет собой герметичную магистраль, через которую компрессором прокачивается хладагент (фреон). В конденсаторе фреон охлаждается и превращается в жидкость, далее он поступает в ресивер-осушитель, в котором происходит фильтрация от частиц грязи. И, наконец, через расширительный клапан фреон поступает в испаритель. Испаритель расположен рядом с приборной панелью автомобиля, вентилятор прогоняет салонный или уличный воздух через данное устройство. Именно здесь происходит охлаждение воздуха. Хладагент вновь поступает в компрессор – и цикл повторяется снова.

В процессе работы кондиционера воздух в салоне становится суше и чище. На испарителе собирается влага, которая в последующем капает на землю и уносит с собой частицы гари, пыль и неприятные запахи.

Несколько советов по уходу на автомобильным кондиционером

  • наиболее эффективно кондиционер работает при закрытых дверях и окнах, в противном случае поступающий снаружи жаркий воздух сведет на нет всю работу системы охлаждения;
  • в системе кондиционирования содержится масло, которое циркулирует вместе с фреоном, и, если долго не пользоваться автомобильным кондиционером, некоторые детали могут пересохнуть и начнут протекать. Поэтому рекомендуется иногда (в среднем раз в 1-2 недели) включать кондиционер на несколько минут (даже в зимнее время), это позволит маслу смазать все агрегаты и поможет избежать поломки.

АвтоВеликан предлагает широкий выбор автозапчастей для всех типов автомобилей, в том числе для ремонта систем кондиционирования. Удобный поиск, электронные каталоги, прямые поставки и низкие цены - все для наших клиентов.