Анализ интернет торговли в России в 2016 году

Анализ интернет торговли в России в 2016 году

В статье анализируется статистика интернет торговли в России, а также основные тренды в онлайн торговле автозапчастями.

Еще десять-пятнадцать лет назад покупки через интернет рассматривались как некая причуда компьютерных гиков, в то время как обычным людям психологически было проще поехать в обычный магазин. Однако за последние годы ситуация значительно поменялась и потребители в России освоили новые технологии.

Этому способствовало несколько трендов. Во-первых, повсеместное распространение электронных устройств – смартфоны, планшеты, компьютеры – все это есть практически в каждой семье. Что немаловажно, эти технологии дошли не только до крупных городов, но и до глубинки. Скоростные каналы для доступа в сеть Интернет также способствует онлайн торговле.

Во-вторых, рост компетенции покупателей. Все больше людей осваивают возможности электронных платежей. Этому также способствует появление новых технологий в банковской сфере и в области защиты онлайн платежей. Банки вводят дополнительные механизмы аутентификации и контроля за электронным счетом своих клиентов. Таким образом, люди привыкают безопасно рассчитываться за товары и услуги через интернет.

В-третьих, как ни странно, онлайн торговле помог последний кризис и резкая девальвация национальной валюты. В кризис все больше людей стараются изыскивать способы сокращения своих затрат, в том числе и автовладельцы. При прочих равных условиях, купить автозапчасти через интернет зачастую выгоднее, чем в обычном магазине или на авторынке.

Крупные компании все больше стараются быть представленными не только на обычном рынке, но в глобальной сети. Хотя имеется и множество противоположных примеров, когда магазин работает исключительно через Интернет. Все это ведет к увеличению конкуренции, а в итоге выигрывает конечный потребитель, который имеет возможность получить товар по самой привлекательной цене.

Объем рынка интернет торговли в России

За последние несколько лет рынок интернет торговли в России развивался неравномерными темпами. По данным АКИТ в 2013 году объем рынка составлял 544 млрд. рублей. В 2014 году рынок вырос на 31% до уровня 713 млрд. рублей. В 2015 году в связи с неоднозначной ситуацией в экономике темпы роста резко сократились и составили всего 7%. Однако уже в первом полугодии 2016 года объем торговли увеличился на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Таким образом, можно констатировать стабилизацию рынков. Потребители в целом приспособились к новому курсу рубля, кстати многие стали покупать через интернет именно по причине экономии – в онлайн магазинах можно найти действительно выгодные варианты.

По объему интернет-рынок в 2016 году Россия занимает 9-е место в мире. Потребители чаще всего покупают электронику и бытовую технику, одежду и обувь, компьютеры и комплектующие, а также автозапчасти.

Анализ аудитории интернет-магазинов

По данным опроса Левада-Центра в 2016 году в России 11% взрослого населения совершает регулярные покупки в интернет-магазинах. Еще 23% хотя бы несколько раз совершали онлайн покупки. И еще 10% планируют в будущем воспользоваться услугами интернет-магазинов.

Конечно, лидерами в покупках через Интернет являются жители столицы и крупных городов России. Чаще всего покупки совершают достаточно обеспеченные люди в возрасте от 18 до 45 лет. При этом акцент смещен в сторону молодого поколения, которое привычно к использованию всевозможных электронных гаджетов. Так, молодые покупатели в возрасте до 40 лет составляют порядка 37% от общего числа.

Для многих потребителей из отдаленных регионов возможность покупок через Интернет является зачастую единственным вариантом купить понравившуюся вещь. Среди покупателей доля сельских жителей составляет 18%. В малых городах и на селе проживает 54% потенциальных клиентов, которые готовы воспользоваться онлайн-сервисами.

Перспективы роста онлайн торговли в России

В мире доля интернет торговли от общего объема ритейла составляет в среднем 8,7%, а рынок онлайн торговли стабильно растет темпами примерно по 15% в год. К 2018 году в мире прогнозируется увеличение интернет сегмента до 11,5%. При этом лидерами по покупкам через Интернет являются три страны: Китай, США и Великобритания.

В России, как уже упоминалось, электронная коммерция составляет около 3% от общего объема торговли. Однако за последние годы положительная динамика позволяет рассчитывать на рост до среднемировых значений 6-8%.

В этом значительную роль играет уровень автоматизации электронных торговых площадок. Преимуществом онлайн коммерции является возможность практически мгновенного поиска и сравнения различных вариантов.

Например, программное обеспечение современного интернет магазина автозапчастей позволяет вести поиск нужных деталей по всем имеющимся складам. А учитывая, что к системе подключены крупнейшие оптовые компании и дистрибьюторы, клиент получает актуальную информацию о наличии нужных деталей, их стоимости и сроках доставки.

Следующим драйвером роста является развитие логистических компаний и ускоренная доставка. Конечно, по сравнению с Европой и США уровень доставки в России еще не так развит. Сейчас во многом сам потребитель определяет для себя, готов ли он подождать одну-две недели выгодный вариант, либо он может купить более дорогой товар в обычном магазине.

В этом отношении более развита торговля относительно дорогими товарами, получение которых можно подождать некоторое время – бытовая техника, электроника, автозапчасти. При этом выигрывают, как правило, более предусмотрительные покупатели, которые заблаговременно приобретают нужный товар.

Например, при ежегодном обслуживании автомобиля часто требуется замена моторного масла и других расходных материалов. Если заранее приобрести эти товары через интернет, можно сократить свои затраты на содержание машины.

Тем не менее, даже в этих условиях для интернет-магазинов имеется возможность наладить качественный сервис. Подключив к торговой площадке местных поставщиков, можно значительно сократить срок доставки. Фактически, тем самым охватывается региональный рынок. И если, например, автозапчасть имеется на региональном складе, то клиент сможет получить товар через 1-2 дня.

В заключение, необходимо отметить, что новые информационные технологии в торговле развиваются очень быстрыми темпами. Внедряются передовые сервисы, новые способы оплаты и доставки. В таких условиях компаниям важно уметь приспосабливаться к меняющейся ситуации в условиях сильной конкуренции.