Военные машины России

Военные машины России

В День защитника Отечества читайте обзорную статью о наиболее интересных и грозных военных машинах России.

ГАЗ 2330 «Тигр»

«Тигр» называют еще русским хаммером – это многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, который может защитить личный состав от поражения огнестрельным оружием по 3-му классу баллистической защиты.

Автомобиль имеет рамную конструкцию, пять дверей и просторный грузовой отсек с возможностью перевозить до 1 тонны груза. Машина может преодолевать брод глубиной до 1,2 метра, угол подъема до 45 градусов, при этом масса автомобиля составляет 7200 кг, а максимальная скорость 140 км/час.

Оснащается «Тигр» мощной подвеской, гидроусилителем руля, имеет редукторы и блокировку межосевого дифференциала. Кроме того, реализована возможность автоматической подкачки шин. Все это определяет высокую проходимость машины и её эффективность при выполнении боевых задач.

Данная машина пользуется популярностью не только в военной среде. Существуют модификации «Тигра» для гражданского рынка. По желанию заказчика можно получить комфортабельный салон с системой климат-контроля, аудиосистемой и другими аксессуарами.

ЗИЛ 135 ЛМ или советский ракетовоз

Это один из наиболее удачных автомобилей в своей серии. Достаточно упомянуть тот факт, что ЗИЛ 135 ЛМ выпускался на протяжении 30 лет.

Опытные образцы были изготовлены еще в 1950-е годы. Грузовик изначально задумывался в качестве носителя установок ракетных комплексов. Причем первые модификации изготавливались как амфибии, но проведенные испытания показали бесперспективность этого направления, поскольку увеличивался риск перевернуть и затопить машину.

Автомобиль ЗиЛ-135 ЛМ оснащался двумя карбюраторными моторами, каждый мощностью по 180 л.с. Особенностью данного грузовика была экранированная система зажигания – отдельно для каждого двигателя. Запас прочности был таким, что даже на одном двигателе машина могла доехать до базы без потери в скорости и проходимости.

За все время эксплуатации, даже в условиях военных действий в Афганистане, не было ни одного случая, когда для возвращения грузовика потребовался бы другой тягач.

Внедорожник УАЗ 469

Работы по созданию наиболее распространенного советского внедорожника начались еще в 1956 году, именно тогда от Министерства обороны на Ульяновский автозавод поступил заказ разработать плавающий джип. И хотя впоследствии от идеи создания автомобиля-амфибии отказались, сохранилось требование по наличию независимой подвески и высокому клиренсу – 400 мм.

Окончательно знакомая всем внешность и конструкция автомобиля сложилась в 1961 году. Начались тестовые испытания новой машины, которые показали её отличные внедорожные качества. Для 1960-х годов «уазик» был действительно неплохим автомобилем.

Сравнительные испытания проводились на танковом полигоне НИИИ-21 и длительными пробегами по маршруту Средняя Азия – Памир – Каспийское море. В испытаниях участвовали также внедорожники стран НАТО. Очевидцы утверждали, что советский джип на сложных трассах показал себя гораздо лучше именитых «собратьев», многие тесты заканчивались обездвиживанием конкурентов.

Полноценный серийный выпуск нового внедорожника начался в 1971 году и продолжался вплоть до 2003 года. Уже в новом веке ему на смену пришел более комфортабельный УАЗ Патриот. Общее количество выпущенных модификации УАЗ-469, включая 3151 и «Хантер», превысило 2 миллиона экземпляров.

За эти годы «уазик» стал неотъемлемой частью армии и народа. Машина использовалась в качестве основной командирской машины в Советской Армии и в странах Варшавского договора. Относительно простая конструкция, неприхотливость и доступность сделали автомобиль истинно народным. Кроме нужд армии, «уазик» широко использовался в народном хозяйстве.

Гигант эпохи холодной войны МАЗ 7907

Как известно, в Советском Союзе не жалели денег на увеличение обороноспособности страны и достижения паритета с вероятным противником – США.

Именно для этого в нашей стране был разработан и построен уникальный 24-колесный полноприводный (!) МАЗ 7907, предназначенный для транспортировки межконтинентальных ракет. ТТХ ракеты предполагали вес «снаряда» 105 тонн и длину более 22 метров. А ведь еще необходимо было оставить запас для дополнительного оборудования.

В итоге МАЗ 7907 получил рекордную грузоподъемность 150 тонн, длина машины составляла 28 метров, ширина 4,1 метра и высота более 4 метров. МАЗ является единственным в мире грузовиком с 24-ю колесами, причем каждое колесо имеет диаметр 1,66 метра и свой отдельный привод. Из-за большого количества колес тягач в шутку называли «сороконожкой».

16 колес являлись управляемыми, а при развороте колеса поворачивали в разные стороны. Передние четыре пары колес в сторону поворота, в задние четыре пары – в обратную сторону. За счет этого минимальный радиус поворота составлял всего 27 метров при длине шасси 28 метров.

МАЗ 7907 оснащался газотурбинным двигателем мощностью 1200 лошадиных сил. Специально для грузовика была разработана уникальная трансмиссия. Газотурбинный двигатель вращал генератор переменного тока, который в свою очередь питал 24 синхронных электрических мотора переменного тока. Максимальная скорость тягача 25 км/час, впрочем, спешить куда-то с подобным грузом явно не следует.

Испытания уникального грузовика продолжались вплоть до 1987 года, на тот момент пробег опытного экземпляра превысил 2000 километров. Машина зарекомендовала себя надежной, легкой в управлении. К достоинствам также относилась хорошая шумоизоляция кабины и снижение нагрузки на отдельную ось.

К концу 80-х стало понятно, что потребности в подобных грузовиках уже нет. Холодная война вскоре прекратилась, а Советский Союз распался. Однако наработки в создании гигантских машин пригодились в разработке современных тягачей для баллистических ракет.

Тягач для «Тополей»

Серия семиосных и восьмиосных шасси с индексами 7912, 7917 и 79221 была разработана в 90-е годы на Минском заводе колесных тягачей. Предназначены они для транспортировки ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь» и «Тополь-М». При этом сам ракетный комплекс создавался исключительно предприятиями России.

Наиболее мощная модификация МЗКТ-79221 имеет восемь осей и соответственно 16 колес с полным приводом. Оснащается тягач 800-сильным дизельным двигателем ЯМЗ с турбонаддувом. Расход топлива на 100 км пути превышает 200 литров, при том что движется такая махина максимум со скоростью 45 км/ч. Полных баков хватает на 500 км.

Грузоподъемность тягача составляет 80 тонн и позволяет перевозить твердотопливную ракету «Тополь-М», а вся установка представляет собой подвижный грунтовый ракетный комплекс. Основное преимущество данного вида вооружения – мобильность. Ракетные комплексы во время дежурства могут перемещаться на десятки и сотни километров от базы, что затрудняет их обнаружение вероятным противником.

Конечно, в эпоху всевидящих спутников перемещать такие комплексы становится все труднее. Однако на каждое решение всегда можно придумать асимметричный ответ. Ракетные комплексы сопровождают машины обеспечения и маскировки. Например, машина с оригинальным названием «Агрегат 15М69» не только позволяет имитировать жизнедеятельность на оставленных позициях, но и «заметать» следы на грунте для ввода в заблуждение вероятного противника.

На сегодняшний день мобильные ракетные комплексы составляют основу ядерных сил сдерживания России. В последние годы ракетный комплекс «Тополь-М» постепенно заменяется на более совершенный PC-24 «Ярс».

Видео запуска ракеты «Тополь» с космодрома Плесецк:

Новейший БТР «Бумеранг»

История бронетранспортеров (БТР) насчитывает уже несколько десятилетий. Основная задача подобной техники – оперативная доставка личного состава, вооружений и припасов к месту проведения боевой операции, а также эвакуация раненых. При этом еще выделяют такой класс бронемашин как БМП (боевая машина пехоты), которые предназначены для огневой поддержки и защиты пехоты.

В различные годы менялись требования к бронемашинам, конструкторы старались совместить различные свойства – хорошую защиту, мощное вооружение, легкий вес и достойную проходимость.

Конечно, в условиях технических ограничений всегда приходится искать компромисс, зачастую снижая бронирование в угоду более легкого веса машины, пригодного для десантирования. Достаточно много нареканий в адрес устаревших БТР серии 60 и 70 было выявлено в ходе афганской войны, в том числе недостаточная вооруженность и бронирование.

Развитием данного класса машин уже в современной России стал БТР «Бумеранг». Широкой публике машину представили в 2015 году на параде Победы. В 2017 году планируется проводить испытания новейшего бронетранспортера, а серийные поставки в армию намечены на 2019 год.

БТР «Бумеранг» построен по принципу универсальной колесной платформы средней весовой категории. В зависимости от требований на данной платформе можно создать БТР, БМП или легкий танк. Это позволит в итоге сократить затраты и обеспечит гибкость при выполнении условий заказчика.

Новая компоновка предполагает высадку личного состава с кормы, что более безопасно. Для бронирования используются новейшие технологии и материалы, в частности многослойная броня с керамическими элементами. «Бумеранг» развивает скорость до 100 км/час при запасе хода до 800 км. А специальные водометные двигатели обеспечивают скорость на воде до 12 км/час.

По аналогии с танком «Армата», боевой модуль управляется дистанционно, таким образом экипаж укрывается за надежной броней в самом корпусе БТР. Вооружение также усилено, вплоть до наличия ракетного комплекса «Корнет». Это позволяет БТР успешно противостоять более тяжелым и мощным видам техники.

В заключение необходимо отметить, что создание новой техники, способной противостоять вооружениям других стран, является нетривиальной задачей. Военные автомобили стали результатом упорного труда многих поколений конструкторов и инженеров. Каждый день они несут службу и помогают нам сохранять мир.