Как и какие машины угоняют в России

Как и какие машины угоняют в России

Какие автомобили больше всего интересуют угонщиков, какие методы защиты лучше использовать и почему нельзя оставлять ключи от современного автомобиля в прихожей своей квартиры.

Москва, как один из крупнейших мегаполисов, обладает самым большим автомобильным парком в России. Именно в столичном регионе по статистике происходит наибольшее количество угонов. Для борьбы с подобными преступлениями в ближайшее время планируется установить более 400 специальных комплектов видеоаналитики, которые будут передавать данные в ситуационный центр ЦОДД.

Наиболее угоняемые автомобили

Несмотря на относительное снижение числа автоугонов, в последние годы сохраняется неблагоприятная ситуация для ряда моделей японского, корейского и российского производства. Среди иномарок пользуются спросом популярные модели Toyota, Kia и Hyundai.

Согласно статистическим данным МВД, самыми угоняемыми моделями в прошлом году стали Hyundai Solaris - 1471 шт., Kia Rio -1063 шт. и Toyota Camry – 938 шт. Также спросом пользуется дорогой Land Cruiser 200, бюджетные Ford Focus, Mazda, Renault Logan. Среди отечественных машин «лидером» остается продукция АвтоВАЗ, причем стабильным спросом пользуются не только новые модели Lada, но и классические «Жигули».

Если же брать относительные показатели, а именно – число угонов по отношению к количеству зарегистрированных, то здесь лидером выступает Nissan GT-R, который имеет 9,9 угонов на тысячу зарегистрированных автомобилей.

В каких регионах следует опасаться за машину

В Москве и других больших городах все больше внедряется систем видеофиксации, которые затрудняют преступникам хищение и перегон автомобиля. Поэтому машины стали чаще угонять на окраинах, с парковок торговых центров, откуда автомобиль сразу вывозят за город.

Традиционно список опасных регионов возглавляют Москва и Санкт-Петербург – города с самым крупным автопарком и рынком б/у запчастей. Южные регионы России также опасны с точки зрения статистики угонов.

Несмотря на наличие множества видеокамер в крупных городах, многие эксперты сомневаются в их эффективности. Достаточно подменить регистрационный номерной знак и это позволит избежать угонщику большинства проблем. При этом система лишь фиксирует передвижение машин в угоне, но не может его предотвратить.

По оценкам, более 20% угнанных машин бюджетного и среднего ценового сегмента идут на разборку. Примерно после пяти лет эксплуатации владельцы часто сталкиваются с необходимостью проведения ремонта, при этом не все готовы тратить средства на новые автозапчасти, а предпочитают пользоваться услугами авторазборок. Естественно, что спрос рождает предложение, которое может быть реализовано не самым законным способом.

Более дорогие автомобили и машины премиальных марок угоняют чаще всего для реализации в других регионах или странах.

Как угоняют машины

Со времен появления автомобилей ведется постоянная борьба с автоугонщиками. Если в первое время было достаточно механического замка, то теперь противоугонные системы представляют собой сложные комплексные решения.

С другой стороны, противоугонная система не должна быть помехой и неудобством для законного собственника. Современные автомобили все чаще используют систему бесключевого доступа. Однако в последние годы данная система стала самым удобным способом для хищения машины.

Достаточно приобрести электронный комплект с ретранслятором и не нужно обходить штатный иммобилайзер, ломать замки. Система воспринимает угонщика как хозяина автомобиля и любезно предоставляет ему доступ. Хотя на самом деле собственник в это время спокойно спит дома, а ключ от его машины находится в прихожей.

На фоне сообщений о подобных угонах производители предлагают новые технические решения, например, помещать ключ для бесконтактного доступа в специальный чехол – клетку Фарадея, которая защищает от сканирования и ретрансляции сигнала.

Многие эксперты признают факт, что большинство штатных систем не способно остановить профессиональных угонщиков. Современные преступники практически не используют механические отмычки, так как это увеличивает время угона. Вместо этого применяется специальное программное обеспечение, способное подобрать виртуальный ключ к конкретной модели машины.

Методы защиты

Специалисты по установке охранных систем утверждают, что наиболее эффективным является комплексный подход, который комбинирует различные противоугонные способы и устройства. Неприятным сюрпризом для преступников могут стать авторские противоугонные устройства, которые сложно обезвредить за короткое время.

В настоящее время страховые компании в некоторых регионах в обязательном порядке требуют установки на определенные модели качественных противоугонных систем. Например, для оформления страховки в Санкт-Петербурге на Toyota Land Cruiser 200 необходимо установить спутниковую систему высокого уровня.

Кроме того, технологии все-таки не стоят на месте и сейчас можно использовать такие способы идентификации владельца, как Bluetooth-метки и авторизация через смартфон.

Телематические системы способны обеспечить не только сервисный функционал, но и дополнительную защиту, вплоть до дистанционной блокировки по цифровым каналам отдельных узлов и агрегатов автомобиля.

Существенной помехой в борьбе с автомобильными угонщиками является несовершенное отечественное законодательство. Поразительно, но если даже преступника поймали на месте, он всегда может сказать, что просто взял машину покататься. В этом случае его действия попадают не под 158 статью УК РФ (кража), а под более мягкую 166 (неправомерное завладение автомобилем без цели хищения). В итоге он может рассчитывать на более снисходительное отношение и незначительное наказание в виде штрафа.

Наконец, существуют сложности при борьбе с организованными преступными группировками. В таких группах имеется узкая специализация: один вскрывает и обходит систему защиты, второй перегоняет, третий подделывает номера и документы, четвертый продает на вторичном рынке. Привлечь к ответственности такую группу сложно, а отдельные её участники могут уйти от ответственности на любом этапе по причине пробелов в законе.