Автомобили первых лиц государства

Автомобили первых лиц государства

В современном понимании «автомобиль президента» у большинства населения вызывает ассоциации с бронированным лимузином, оснащенным по последнему слову техники. Хотя это было не всегда так, примерно до 60-х годов XX века многие главы государств передвигались на обычных серийных машинах.

В истории президенто 1963 год войдет как год убийства Джона Ф. Кеннеди, когда выстрелы в американском Далласе изменили ход истории. После этого события многие главы государств стали уделять все более пристальное внимание своей охране, а автопарки первых лиц пополнились специальными версиями автомобилей, способными надежно защитить своих пассажиров.

СССР и Россия

Впрочем, в этом правиле было несколько исключений. В частности, «вождь народов» Иосиф Сталин всегда отличался подозрительностью к своему окружению и соответствующим образом заботился о своей охране. В 1930-е и 40-е годы Сталин использовал для передвижения американские лимузины «Паккард» (Packard).

Отечественный ЗИС-115 появился у вождя страны Советов в конце 1940-х. Советский бронированный лимузин представлял собой уникальное в своем роде инженерное решение. В машине использовалось усиленное шасси, бронелисты и 75-мм стекла для защиты пассажира. По кругу автомобиль был обшит стандартными кузовными панелями. Для подъема и опускания бронированных стекол использовались специальные гидравлические домкраты, установленные внутри дверей. Машина весила в зависимости от модификации от 4 до 7 тонн, при том что серийная модель ЗИС имела вес «всего» 2,5 тонны.

В целях обеспечения безопасности колонны машин двигались по трем различным маршрутам, причем выбор машины, в которой действительно находился Сталин, выбирался им и начальником охраны в последнюю минуту.

Последующие руководители, начиная с Н.С. Хрущева, использовали для передвижения обычные лимузины. Лидер страны в тот период времени старался быть открытым народу, в СССР наступила так называемая «оттепель». Для государственных мероприятий использовался ЗИЛ-111, а для особых случаев - ЗИЛ-111В. Последняя модификация представляла собой лимузин с открытым верхом, именно эта машина доставила в 1961 году Юрия Гагарина в Кремль.

Леонид Брежнев отличался от остальных руководителей своей страстью к автомобилям. В этот период времени автопарк гаража особого назначения (ГОН) стал пополняться машинами импортного производства, многие из которых преподносили в качестве подарка руководители других стран.

Например, представили коммунистической партии Италии привезли в Москву Maserati Quattroporte 1968 года. Этот седан был оснащен двигателем V8 мощностью 290 л.с., а максимальная скорость составляла внушительные по тем временам 230 км/ч.

В гараже появились такие марки, как Rolls Royce, Cadillac, Mercedes. Мерседес-Бенц-350 SE небесного цвета особенно пришелся по душе генсеку, в том числе и своей способностью легко разгонятся до 205 км/час. Именно данный автомобиль запомнился москвичам в тот период времени, так как эту машину Леонид Ильич водил лично.

Несмотря на интерес к машинам импортного производства, Брежнев ратовал за создание достойного отечественного автомобиля. Поэтому уже в 1967 году появился ЗИЛ-114, ставший на многие годы вперед эталоном правительственного лимузина.

С этого момента можно с уверенностью сказать, что советские конструкторы перешли от копирования импортных машин и начали разрабатывать свой уникальный стиль. Правительственные лимузины ЗИЛ отличались строгими формами кузова, низкой посадкой, что придавало автомобилям стремительный вид.

На излете советской эпохи Михаил Горбачев передвигался на уникальном ЗИЛ-41052. В СССР было изготовлено всего 22 автомобиля этой модификации. Американская разведка, кстати, долгое время охотилась за чертежами правительственного лимузина. Уже после распада страны им удалось приобрести одну машину, которую разобрали с целью оценить уровень защиты и применяемые конструктивные решения.

Инженеры завода имени Лихачева (ЗИЛ) пошли по пути изначального создания бронекапсулы, вокруг которой затем собирались остальные узлы. Автомобиль надежно защищал своих пассажиров от внешних воздействий, при этом максимальная скорость достигала 190 км/час, машина обладала относительно неплохой динамикой – до «сотни» разгонялась за 13 секунд при массе в 5,5 тонн.

Данный лимузин использовал некоторое время Борис Ельцин, однако уже в середине 1990-х в России для перевозки первых лиц государства стали применять бронированные Мерседесы. Причиной перехода на иномарки стал экономический кризис, когда в условиях рыночной экономики прекратилась государственная поддержка производителя.

В настоящее время для президента России используется современная модель Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Из названия можно узнать некоторые особенности: слово «Pullman» означает растянутый до шести с лишним метров в длину кузов, «Guard» обозначает высшую баллистическую степень защиты по классу VR9.

На самом деле история отечественных автомобилей для первых лиц государства гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд. В свое время конструкторы и мастера создавали действительно уникальные изделия, которые сейчас можно увидеть в музеях или в частных коллекциях.

Несколько лет назад в России ФГУП НАМИ приступил к реализация проекта «Кортеж». Официальное наименование данного проекта «Единая модульная платформа», новую серию правительственных машин планируют представить на Московском автосалоне в августе 2018 года. Однако впервые лимузин проекта «Кортеж» люди смогут увидеть уже в мае месяце, во время инаугурации избранного президента.

Проект «Кортеж» возрождает лучшие традиции отечественного автомобилестроения, ведь для любой крупной державы важно демонстрировать успехи своей промышленности, а одним из критериев развитой индустрии является наличие современного автопарка для первых лиц государства.

А как обстоят дела в других государствах? Большинство руководителей предпочитают продвигаться на лимузинах, изготовленных своими компаниями.

США

Если про Мерседесы S600 Pullman можно сказать, что это серьезно бронированные, но все-таки серийные автомобили, то американский правительственный лимузин Cadillac представляет собой специальный броневик на колесах. Автомобиль президента США Дональда Трампа, получил прозвище «Зверь» (The Beast).

В его основе шасси от грузовика, а общий вес достигает 9 тонн. Толщина бронированных панелей составляет 20 см, а у стекол – 13 см. Причем для брони используется не просто стальной лист, а сложный «пирог» из твердосплавной стали, титана, алюминия и керамики. Такой корпус способен выдержать даже попадание реактивного снаряда.

Турбомотор объемом 6,6 литра работает на дизельном топливе, последнее требование также связано с безопасностью, так как дизтопливо менее подвержено воспламенению. На случай пожара в лимузине предусмотрена автономная система пожаротушения.

Машина имеет специальные отсеки с оружием на случай нападения, спецсвязь, баллоны с кислородом, а также запасы сыворотки крови подходящей группы на случай ранения первого лица.

Шины усилены углеволокном и обеспечивают длительное передвижение после пробоя, но даже в случае их полного разрушения лимузин способен передвигаться на колесных дисках. Окна в автомобиле тонированы и не опускаются, только со стороны водителя можно опустить окно на несколько сантиметров. Кузов герметично закрывается и защищен не только от пуль и осколков, но и от газовой атаки.

Германия

Ангела Меркель для поездок использует бронированный седан Audi A8 Lang. Машина оснащена стеклами 5-ти сантиметровой толщины, пуленепробиваемыми шинами и противоминной защитой в нижней части кузова.

Если сравнивать с защитой американского президента, то у немецкого канцлера автомобиль намного скромнее.

Великобритания

Королева Елизавета II также предпочитает использовать британские марки, в частности, основным автомобилем королевы является эксклюзивный State Limousine от компании Bentley, специально изготовленный к юбилейной дате 50-ти летнего правления королевы.

Хотя в новом веке уже сложно сказать, что Bentley является чистокровной британской маркой. Компания в настоящее время принадлежит немецкому концерну Volkswagen Group. Такова реальность и последствия глобализации, корпоративных слияний и поглощений.

Китай

В Китае для поездок председателя компартии используют представительский лимузин FAW Hong Qi HQE (в переводе с китайского «Красное знамя»). Автомобиль имеет длину 6,4 метра и стилизован под первые модели данной марки 50-х годов прошлого века, которые, в свою очередь имели много общего с советскими ЗИЛами.

Конструкция автомобиля засекречена, все что известно – вес 4,5 тонны, а в движение он приводится 12-ти цилиндровым мотором мощностью не менее 400 л.с.

Япония

Императорская власть в Японии в настоящее время ограничена и носит скорее декоративный характер. Фактически полнота власти сосредоточена у премьер министра. Синдзо Абэ использует Toyota Century, каждый экземпляр которых собирается вручную, а дизайн машин не менялся на протяжении сорока лет. Мощность мотора 280 л.с., это максимум, который разрешен законодатегабаритами, в машине есть шторки из рисовой бумаги и гранитная подножка с электроприводом в дань уважения особого статуса императора.