Дороги войны. «Полуторка» или ГАЗ-ММ

Дороги войны. «Полуторка» или ГАЗ-ММ

9 мая, отмечая День Победы, вспомним один из наиболее массовых грузовых автомобилей – легендарную «полуторку». Этот грузовик составлял половину парка машин в годы Великой Отечественной войны.

В тот период времени лидерство в автомобилестроении удерживали американские компании, из наиболее известных была компания Генри Форда.

Несмотря на долгое отсутствие дипломатических отношений и политические разногласия, Советский Союз договорился с корпорацией Ford о передаче оборудования и технологий для создания своего автомобиля.

В 1929 году началось строительство гигантского автомобильного завода в Нижнем Новгороде. В 1932 году город переименовали в Горький, соответственно все выпускающиеся автомобили получили знаменитую аббревиатуру ГАЗ (Горьковский автомобильный завод).

Первые полуторки были практически полной копией фордовского грузовика Ford Model AA. По договоренности с компанией Ford из США поставлялись машинокомплекты, из которых собирались готовые машины на советском автозаводе.

С самого начала наши инженеры приступили к модернизации автомобиля, с учетом отечественных реалий. Изменения затронули конструкцию рулевого механизма, сцепления, кабины и других агрегатов. Деревянная кабина от Форда была заменена на металлическую, именно после этого машина приобрела всем знакомый вид. Кстати, народное название «полуторка», произошло от грузоподъемности – 1,5 тонны.

В 1934 году на грузовик был установлен двигатель от легковой ГАЗ-М («эмка»), а за автомобилем окончательно закрепилось название ГАЗ-ММ. С данным двигателем грузовик выпускался вплоть до 1946 года.

С началом войны остро встала задача массового выпуска дешевых автомобилей. Именно поэтому в конструкцию грузовика были внесены изменения, направленные на удешевление и ускорение производства.

Автомобили военного времени выпускались с одной фарой, вернулась деревянная кабина, изящные округлые крылья были заменены на более грубый вариант, исчезли передние тормоза и ряд второстепенных элементов, таких как клаксон. Наиболее простые и дешёвые модификации выпускались без дверей, вместо них использовался брезентовый валик (скат).

В первую очередь для упрощения производства был принесен в жертву комфорт водителя. Так, в машинах устанавливались деревянные сиденья без какой-либо обивки, на рычаге КПП отсутствовал набалдашник, из приборов остался только один бензометр. Такие машины получили обозначение ГАЗ-ММ-В (военный).

В условиях военного времени данная экономия была оправдана, ведь с одной стороны требовалось наладить массовый выпуск автомобилей для нужд армии, а с другой стороны период эксплуатации грузовика во время военных действий часто измерялся несколькими неделями, а иногда и днями.

«Полуторки» были наиболее распространенными грузовиками Великой Отечественной войны. С учетом довоенного производства общий объем выпущенных машин составил около одного миллиона экземпляров.

Конструкция грузовика было максимально простой, рассчитанной на ремонт в полевых условиях. На этих машинах перевозили продукты и припасы в блокадный Ленинград по дороге жизни, а обратно вывозили ослабевших ленинградцев, в основном стариков и детей. В условиях постоянных бомбежек и риска затонуть в Ладожском озере, многие водители самостоятельно снимали двери с «полуторок» довоенного выпуска для того, чтобы была возможность быстро покинуть машину.

Конечно, с точки зрения 21-го века, данный грузовик сложно назвать комфортабельным. В машине было жарко летом и холодно зимой, не было каких-либо регулировок руля и сиденья, а самое главное – не было защиты от пуль и снарядов. Уже просто за этот факт водителей можно назвать героями. Именно они, наши деды и прадеды, в тяжелейших условиях не сломились и сумели победить страшного и сильного врага.

Вечная память героям войны.