Смогут ли 4,7 триллиона рублей побороть одну из российских бед?

Смогут ли 4,7 триллиона рублей побороть одну из российских бед?

Власти России собираются вложить в ремонт дорожной сети почти пять триллионов рублей до 2024 года в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

До недавнего времени в России действовали федеральные целевые программы для реализации поручений президента и правительства в области здравоохранения, образования, демографии, в том числе и обеспечения качественными дорогами.

Относительно самого понятия качественные дороги – по российским стандартам считается, что в идеале 85% дорог должно находится в нормативном состоянии. Стопроцентного показателя достигнуть не получиться, так как всегда имеются дороги, находящиеся в той или иной стадии ремонта. В Минтрансе считают допустимым показателем 15%, именно столько процентов дорожной сети может находится в процессе ремонта.

По итогам 2018 года удалось достигнуть показателя 82,7% на дорогах федерального уровня, за содержание которых отвечает Росавтодор. Региональными дорогами – а их, к слову, большинство – занимаются субъекты федерации. И здесь картина зависит от конкретного региона, количества собираемых налогов и наполнения бюджетов.

В 2016 году Владимир Путин поручил кардинально улучшить ситуацию, именно тогда появился проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который в 2018 году трансформировался в один из национальных проектов. Всего с текущего года данным проектом планируется охватить 104 агломерации с населением 69 миллионов человек.

Нацпроект включает в себя сотни страниц и множество документов, разделенных на четыре раздела: общесистемные меры развития, дорожная сеть, безопасность дорожного движения, дороги Министерства обороны.

Уникальность предложенного национального проекта заключается в том, что впервые будут синхронизированы планы по ремонтным работам и обеспечению безопасности. Например, в рамках проекта будет увеличено количество камер почти в два раза – к имеющимся 11 тысяч будет добавлено еще 10 тысяч. Кроме того, будет предпринят ряд мер по совершенствованию системы выявления водителей с алкогольным опьянением и под действием наркотических веществ.

Среди положительных моментов, направленных на повышение качества поездок можно отметить создание системы freeflow на платных дорогах, которая позволит проезжать пункты оплаты без остановок, систему для электронного обжалования штрафов через портал Госуслуг.

Что произойдет с дорогами через 5 лет

В целевых показателях Минтранса обозначено, что доля региональных дорог с нормативным состоянием должна увеличиться в среднем по стране с 43% до 50,9%, а для городских агломераций с текущих 42% до 85%.

При этом объем ремонтных работ будет зависеть от конкретного региона. Так, согласно статистике, самые плохие дороги в республике Марий Эл, где в настоящее время отремонтировано всего 1% автодорог. Через 5 лет данную цифру планируют довести до 35%.

В Минтрансе пояснили, что в первую очередь планируется сосредоточить усилия на территориях с наибольшим населением и там, где наблюдается наибольшее отставание по качеству дорожного покрытия. Кстати, Москва по этой причине не вошла в нацпроект, согласно отчетам чиновников, в столице дороги уже приведены к нормативному состоянию, а возникающие недостатки устраняются в рамках текущего обслуживания.

Каких-либо радикальных улучшений не стоит ожидать жителям Ханты-Мансийского автономного округа и Красноярского края, а также в Нижневартовской, Сургутской агломерациях. Московская область попала в национальный проект совсем недавно, с текущих 62% до 2024 года в норматив будет введено 72% дорог.

Когда ожидать начала ремонтных работ?

Официально национальный проект стартовал 4 декабря 2018 года, но первые месяцы выполнялась подготовка, формировалась документация. С апреля 2019 года планируется объявить конкурсы на выбор подрядчиков, это будет ежегодная процедура. До конца мая регионы должны заключить контракты, после чего планируется проводить работы в рамках текущего календарного года.

Причем с 2020 года подготовительные процедуры будут ужесточены, срок подписания договоров будет смещен не более ранний период – до 31 марта. Это позволит выстроить систему, когда ремонтные компании смогли бы приступать к работам сразу после наступления теплого сезона.

Конечно, реализация столь сложного и дорогостоящего проекта не обойдется без накладок. В Минтрансе собираются внимательно контролировать все показатели и вмешиваться в случае угрозы срыва сроков выполнения работ.

Контролировать параметры ремонта собираются с использованием специальных дорожных лабораторий, кроме того в соцсетях заведут отдельные страницы, где жители смогут оставлять фотографии и комментарии с описанием проблемных вопросов.

Естественно, что каждого жителя интересует вопрос, будет ли отремонтирована именно та дорога, по которой он передвигается каждый день на работу или по делам. Региональные программы уже утверждены, это было сделано еще в 2018 году. Приоритеты расставляются с учетом загруженности дорог, причем не только частными автомобилями, но и общественным транспортом.

Хотите узнать больше? Читайте о современных дорожных технологиях, которые несмотря на кажущуюся простоту являются сложным технологическим процессом.