Ford уходит из России

Ford уходит из России

Современная история промышленного производства Ford в России началась в 2000 году. Именно тогда компания выкупила 26 гектаров земли около заброшенного завода «Русский дизель» и начала строительство сборочного завода.

Целью руководства Ford стало создание условий для создания качественного автомобиля, который по своим свойствам не уступал бы машинам, произведенным в Германии. В тот момент времени это было амбициозное заявление, многие просто не верили, что в российских условиях возможно создать автомобильное производство мирового уровня.

Тем не менее, все смелые прогнозы оправдались, этому способствовала благоприятная конъюнктура на рынке, рост экономики и привлекательные цены. Ford Focus первого поколения в базовой комплектации Ambiente стоил $10900, при этом не было ограничений в комплектации, за эти деньги клиент получал хороший мотор, гидроусилитель руля, подушку безопасности.

За аналогичные иномарки европейской сборки в то время просили в среднем на $3000 больше. Кроме того, в компании Ford предложили отличные условия для покупателей: недорогая страховка КАСКО за $300 и кредитная программа по 10% годовых. Естественно, что подобный подход просто взорвал рынок.

Второе поколение Ford Focus получило множественные награды, машина вошла в топ-10 самых продаваемых в России, в период с 1999 по 2011 продано полмиллиона автомобилей. А в 2012 году «Фокус» получил звание «Автомобиль года в России» в номинации «Малый средний класс».

В отдельные периоды времени для покупки популярных комплектаций Ford Focus в некоторых городах приходилось ждать свое авто по несколько месяцев. Заводы Форд успешно работали и наращивали мощности, несмотря не некоторое падение в период кризиса 2009 года.

Еще несколько лет назад российский рынок считался одним из наиболее быстрорастущих и самым перспективным направлением для инвестиций (после Китая).

В 2011 году компания создала совместное предприятие с группой Sollers и инвестировала значительные средства в локализацию производства. В Татарстане запущено производство двигателей, причем не просто сборка, а механическая обработка деталей. Блоки цилиндров, коленчатые валы и головки блока изготавливают из местного сырья с последующей обработкой.

Однако по факту, в 2018 году совместное предприятие Ford Sollers использовало мощности трех заводов всего на 16%. В Елабурге выпущено 18 тысяч кроссоверов Explorer и Kuga, во Всеволожске собрано 15 тысяч легковых Ford Focus и Mondeo, а в Набережных Челнах 5 тысяч Fiesta и EcoSport. Получается, что при суммарной мощности заводов 305 тысяч автомобилей в год, всего было произведено 38 тысяч автомобилей под маркой Ford.

Причины плохих показателей заключаются в высоких ценах. В России не такое богатое население, как в Европе и платить за обычный седан сумму под миллион рублей мало кто может позволить. Учитывая, что за эти годы на рынке появилось множество конкурентов, которые предлагают более выгодные условия.

На фоне многомиллионных убытков в европейском отделении Ford, руководство транснациональной компании приняло решение об уходе из России.

Пока что известно, что сама марка останется на рынке, но производственные площадки по сборке автомобилей будут, скорее всего, закрыты. Единственным исключением останется выпуск коммерческих Ford Transit, которые востребованы и имеют хорошие возможности для конкурирования с другими марками.