Новые правила прохождения техосмотра

Новые правила прохождения техосмотра

С 4 мая 2018 года в России вступили в силу новые поправки в законодательство, которые повышают ответственность за прохождение технического осмотра автомобилей.

Поправки в закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточняют ряд технических процедур, которые призваны устранить несоответствия в законодательстве.

Если раньше при наличии неисправностей диагностическая карта не выдавалась водителю, то теперь оператор обязан выдать документ в любом случае. При этом в карте будут перечисляться соответствующие нарушения, если таковые имеются.

Итак, что теперь необходимо принимать во внимание водителям при оформлении диагностической карты.

  • «бронирование» фар теперь вне закона. Запрещается установка на световые приборы автомобиля бесцветных или окрашенных пленок или других аналогичных элементов.
  • при прохождении ТО потребуется предъявить медицинскую аптечку.
  • если водитель использует шипованные шины, то они должны быть установлены на всех колесах транспортного средства.
  • будет проверяться работа штатных стеклоочистителей и стеклоомывателей, они должны быть полностью исправны и соответствовать заводской конструкции.
  • автомобили с дефектами рулевого управления не смогут пройти техосмотр. Внимание будет уделяться работе усилителя руля, а также исправности гидравлической системы.
  • отдельным пунктом обозначена проверка фактов внесения изменений в конструкцию автомобиля, которые не прошли согласования и не были одобрены надзорными организациями. Данный пункт теперь касается любого незаконного тюнинга автомобиля.
  • автобусы будут проверять тщательнее и дольше, для категорий М2 и М3 увеличен норматив продолжительности технического осмотра на 5-7 минут. Отдельно обозначены временные нормативы для спецтранспорта, включая цистерны, эвакуаторы и т.д.

Изначально процедура технического осмотра задумывалась как средство для выявления автомобилей в плохом техническом состоянии и запрета их эксплуатации. Однако правоприменительная практика показывает, что даже в случае серьезного ДТП по технической причине, доказать виновность конкретного оператора, недосмотревшего неисправность, в наших реалиях невозможно.

Согласно статистическим данным около 85% всех аварий в случае технической неисправности происходят только по двум корневым причинам: неисправность колес (покрышки, «лысая» резина и т.д.) и отказ тормозной системы.

Контроль глубины протектора и состояния покрышек является достаточно простой процедурой, которая может быть выполнена визуально самим водителем, специалистом на станции техобслуживания или инспектором ГИБДД. Кстати, на последних возложена данная контрольная функция. Что касается отказов тормозной системы, то стандартный стенд с роликами не способен выявить предотказное состояние автомобиля.

Оставшиеся 15% случаев аварий по статистике имеют настолько редкие и экзотические технические причины, что выявить их в результате даже комплексной диагностики автомобиля не представляется возможным.

Большинство экспертов склоняется к тому, что очередное ужесточение правил технического осмотра в очередной раз приведет к росту коррумпированности данного сегмента.

Как устроен технический осмотр

В 2012 году полномочия по проведению технического осмотра были переданы страховым компаниям и частным операторам. По сравнению с предыдущими правилами техосмотр стал проводиться до получения страхового полиса ОСАГО, что вполне логично, так как страховой компании необходимо удостовериться, что застрахованный автомобиль технически исправен.

Владельцы новых автомобилей и грузовиков с разрешенной массой до 3,5 тонн освобождаются от процедуры технического осмотра на 3 года. В дальнейшем обязательно проходить осмотр каждые 24 месяца.

Для транспортных средств старше 7 лет установлен норматив прохождения ТО каждый год. В данную категорию попадают легковые автомобили, грузовики с разрешенной массой до 3,5 тонн, мототехника.

Грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн, машины для обучения и автомобили со спецсигналами проверяются каждые 12 месяцев независимо от возраста.

Наиболее часто – каждые 6 месяцев – проходить техосмотр должны легковые такси, автобусы и транспортные средства для перевозки более 8 пассажиров, а также машины для перевозки опасных грузов.