Tesla на грани банкротства?

Tesla на грани банкротства?

За последние годы количество упоминаний компании Tesla в средствах массовой информации постоянно увеличивалось. Связано это, прежде всего, с талантом Илона Маска, который считается одним из наиболее успешных предпринимателей нашего времени.

Основанная в 2003 году компания Tesla Motors достаточно уверенно показала, что новый подход в области электромобилей способен серьезно изменить технологии автомобильной отрасли и в целом наши повседневные поездки.

До сих пор компания последовательно шла от выпуска дорогих спортивных машин к недорогому и массовому автомобилю. Первым электромобилем стал спортивный Tesla Roadster, который был по факту доработанным и электрифицированным Lotus Elise.

Далее последовал выпуск модели Tesla Model S, ориентированной на состоятельных покупателей, так стоимость нового электромобиля на локальном рынке США составляет в среднем от 80 до 120 тысяч долларов в зависимости от комплектации.

При этом наибольшие надежды возлагались на Model 3, которая была призвана удовлетворить потребность в массовом и доступном электромобиле, начальная цена которого будет 35000 долларов.

Действительно, яркая презентация доступной Model 3 превзошла все ожидания. Полмиллиона покупателей оформили предзаказ, что является весьма существенным показателем даже с точки зрения традиционных автомобильных гигантов, которые привыкли исчислять количество выпущенных автомобилей миллионами штук в год. Начало массового выпуска Tesla Model 3 планировалось на конец 2017 года.

Однако в последующем у Tesla начались многочисленные проблемы. До текущего момента компания специализировалась на выпуске небольших серий электромобилей, но когда речь идет о массовом производстве, требуется совершенно иной подход к решению производственных задач и вопросов логистики.

Вместо запланированных к выпуску в третьем квартале 2017 года 1500 Model 3 было выпущено всего 260 единиц. Многие покупатели после задержки начали отменять свои заказы. Все это вынудило компанию завершать работы в спешке, что неизбежно приводит к ошибкам и перерасходу средств.

По некоторым данным, около 90% всех новых автомобилей Тесла выходит с тем или иным браком. Бракованные машины накапливаются на специальной открытой площадке. Ключевым фактором успеха таких известных и крупных компаний, как Toyota или Volkswagen, является именно искусство быстрой и качественной сборки.

В данном случае харизма и талант в презентации инновационных технологий не работают, здесь требуется организаторский талант, которым обладали в свое время Генри Форд и основатель Toyota Киитиро Тоеда.

Если говорить про абсолютные цифры выпуска автомобилей, то Tesla показала впечатляющую динамику – в 2012 году было произведено 2600 автомобилей, а в 2017 уже 103 000. Однако в тот же период времени электромобиль Nissan Leaf скромно отметил юбилей – 300 000 выпущенных машин к началу 2018 года, хотя данная модель была представлена на два года позже Tesla Roadster. Суммарное же количество всех выпущенных моделей Тесла – всего 290 000.

В последние годы крупные автомобильные концерны внимательно наблюдали за реакцией рынка на переход к электромобилям. Теперь, когда почва для масштабной электрификации автомобилей подготовлена, можно говорить о выходе на рынок серьезных игроков, которые имеют за плечами столетний опыт массового производства.

Jaguar уже в этом году выпустил I-PACE – прямого конкурента Model X, да и другие производители не отстают и подготовили на ближайшие год-два премьеру множества электрических моделей. При этом заинтересованные покупатели уже сейчас могут приобрести недорогие Chevrolet Bolt и Nissan Leaf.

Положение Tesla осложняется еще и тем, что компании приходится проводить апробацию новых технологий, а это зачастую приводит к трагедиям. Так, уже произошло два смертельных дорожно-транспортных происшествия, когда машины Tesla перемещались в автоматическом режиме под управлением автопилота.

Последняя авария произошла 23 марта в Калифорнии, согласно последним данным, автомобиль двигался в режиме автопилотирования, несмотря на предупреждения системы, водитель по каким-то причинам не взял ручное управление на себя, в итоге машина врезалась в отбойник и загорелась. Водитель погиб.

Следующим негативным фактором стал самый масштабный отзыв электромобилей Tesla Model S. Компания уточнила, что болты гидроусилителя руля оказались подвержены коррозии, особенно в странах с холодным климатом, где дороги обрабатывают химическими реагентами. По всему миру отозвано для проведения ремонтных работ 123 000 Tesla Model S, что уже само по себе является антирекордом, так как эта цифра превышает годовой выпуск всех моделей Тесла за 2017 год.

Учитывая, что компания является публичной, каждый такой случай оказывает влияние на стоимость акций. После смертельной аварии и масштабного отзыва акции Tesla упали до рекордной отметки и сейчас торгуются на уровне 2014 года.

Сможет ли компания оправиться и выполнить взятые на себя обязательства, покажет время. Илон Маск уже неоднократно оказывался в затруднительной ситуации и до настоящего времени успешно решал возникающие проблемы. Если компании не удастся удовлетворить растущий спрос на недорогие электромобили, на её место придут гиганты индустрии, имеющие отлаженные техпроцессы и развитые каналы сбыта.

В любом случае, возникновение серьезной конкуренции в данном сегменте рынка будет только на руку конечному потребителю, который получит возможность выбора среди множества производителей.