Представлен новый электрогрузовик Tesla Semi

Представлен новый электрогрузовик Tesla Semi

17 ноября текущего года представлен грузовик Tesla Semi, который, как считается, значительно изменит баланс сил на рынке коммерческого грузового транспорта. Помимо отличной динамики электрическая фура Tesla обладает значительным запасом хода и современной системой управления.

Концепция коммерческого грузовика на электрической тяги долгое время была предметом острой дискуссии в кругах ученых и экспертов. Традиционно коммерческие электромобили имели ограниченное применение, как правило, это были внутрицеховые перевозки на крупных заводах, а также службы доставки в некоторых странах, но в черте города.

Широкому применению электрофур препятствовали несколько факторов, в том числе, вес автомобиля, габариты электрической батареи, а также дороговизна материалов. В итоге, сформировалось мнение, что электрическая фура будет тяжелой и дорогой, с небольшим пробегом.

Последнее, кстати, весьма важный и критичный параметр для бизнеса. Так, в США средний пробег одной фуры класса 8 с традиционным дизельным мотором составляет около 400 км в сутки. При этом разовый пробег в сутки не может превышать 800-900 км в связи с законодательными ограничениями; водитель не может находится за рулем более 11 часов, не сделав 10-ти часовой перерыв для сна и отдыха.

Согласно данным, которые привел глава компании Илон Маск, электрофура Tesla может проехать на одной зарядке более 800 километров (500 миль), а перевозимый вес составляет 36 тонн. При этом ближайшие конкуренты Cummins и Daimler собираются выпускать электрофуры с дальностью пробега 160 и 350 километров. Соответственно, с момента выхода нового грузовика Tesla, разрыв в технологиях между конкурентами будет только возрастать.

Технические характеристики

При движении электрогрузовик Tesla Semi расходует 125 киловатт-часов на 100 километров пути. Сопоставимый по классу американский грузовик тратит на такое же расстояние более 36 литров дизельного топлива, что намного больше по стоимости, чем электроэнергия. Необходимо помнить о потерях, связанных с низким КПД двигателя внутреннего сгорания.

В электрофурах от Tesla используется несколько инновационных технологий, которые позволяют достичь высокой эффективности. Во-первых, это продуманная аэродинамическая схема, коэффициент сопротивления воздуху у грузовика всего 0,36. Во-вторых, рекуперативное торможение, которое позволяет возвращать часть энергии в батарею при торможении, а не растрачивать её на нагрев тормозных колодок.

В качестве привода используется четыре электромотора, аналогичных Tesla Model S, которые дают суммарную мощность 1032 л.с. Это позволяет разгонятся машине до 100 км/час за 20 секунд при полной загрузке 36 тонн. Конечно, по сравнению с характеристиками легковых автомобилей это достаточно медленно, но по сравнению с дизельными грузовиками эта цифра выглядит внушительно. Замеры скорости разгона пустого грузовика показали пять секунд до «сотни» - это динамика многих легковых автомобилей со спортивным характером.

Ключевой элемент всей технологии - батарея на 200 киловатт-часов, которая может заряжаться на специальных станциях за 30 минут. Этого времени заряда достаточно для последующего пробега грузовика 800 километров.

В процессе разработки электрофуры инженерам пришлось решить ряд нетривиальных задач. В частности, запатентованная система жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи обеспечивает быстрый заряд и при этом защищает от перегрева и возможного возгорания.

Большая работа была проведена для снижения веса грузовика. Четыре электромотора суммарно весят намного меньше, чем классический дизельный двигатель для грузовых машин. Для электромоторов не нужна коробка передач и сложная трансмиссия. Большая батарея встроена в конструкцию таким образом, чтобы увеличить её прочность. За счет этого удалось снизить общий вес всего грузовика.

Экономические расчеты

Любое инновационное решение, если оно не будет востребовано рынком, обречено на забвение. Залогом успеха новых технологий является экономическая выгода.

В среднем дизельная фура в США стоит порядка $100-150 тысяч долларов, при том что на топливо в год расходуется около $40 тысяч. Если принять за основу тот факт, что электрофура будет заряжаться вне специальных зарядных станций, то затраты на электроэнергию составят $14 тысяч в год. Однако на специальных станциях, которые Tesla строит по всей стране, стоимость «заправки» для электрофур будет выше. Объясняется это тем, что для обеспечения 30-минутной скорости заряда батареи на 200 киловатт-часов нужна особая инфраструктура.

С другой стороны, эксплуатационные расходы электрических грузовиков намного меньше. Илон Маск обещает для электрофур «вечные» тормоза – использование рекуперативного торможения сводит к минимуму износ тормозных колодок и дисков, а классическая тормозная система будет задействована только в экстренном случае, когда нужно быстро остановить машину, что для грузовиков не такое частое явление.

К преимуществам электрофур относят минимальное количество расходных материалов и деталей, подлежащих замене. Такой машине не требуется замена фильтров, моторного и трансмиссионного масла. Движущихся деталей так мало, что производитель дает гарантию 1,6 миллиона километров пробега.